Трансатлантические титаноборцы: как спор ЕС и США вокруг техгигантов изменит цифровую архитектуру мира

5 сентября, 2025

Трансатлантические титаноборцы: как спор ЕС и США вокруг техгигантов изменит цифровую архитектуру мира

В эпоху глобализации цифровое пространство долгое время считалось территорией без четких границ и правил. Однако Европейский союз решил положить конец этой анархии, приняв два революционных правовых акта — Закон о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) и Закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA). Эти инициативы, направленные на обуздание могущества технологических гигантов, не только изменили правила игры в Старом Свете, но и спровоцировали серьезный дипломатический конфликт с Соединенными Штатами, где эти корпорации в основном и базируются.

 

Истоки европейского «цифрового сопротивления»

Евросоюз исторически занимал более жесткую по сравнению с США позицию в вопросах регулирования цифровой экономики, защиты конкуренции и приватности пользователей. Яркими примерами являются многомиллиардные штрафы Google от Европейской комиссии за антиконкурентные практики и нарушение требований General Data Protection Regulation (GDPR).

Однако разрозненных мер оказалось недостаточно. Осознание того, что горстка компаний — так называемые «цифровые гиганты» или «стражи» (gatekeepers) — контролирует ключевые платформы и навязывает свои правила, подтолкнуло ЕС к созданию всеобъемлющей нормативной базы. Работа над DMA и DSA активизировалась на фоне растущего общественного недовольства распространением дезинформации, ненавистнических высказываний и непрозрачностью алгоритмов, влияющих на общественное мнение.

Официально DMA и DSA были приняты Европарламентом в июле 2022 года, после многолетних обсуждений и согласований. Их цели тесно переплетены, но имеют разный фокус направленности. Закон о цифровых рынках (DMA) призван обеспечивать «честную и открытую конкуренцию». Он направлен против компаний, которые являются «смотрителями цифровых ворот» между бизнесом и потребителями. Закон о цифровых услугах (DSA) фокусируется на «безопасности пользователей в интернете» и защите их фундаментальных прав. Он устанавливает единые правила для всех цифровых сервисов, работающих в ЕС.

 

Жесткие рамки для гигантов

Новые регламенты накладывают на крупнейшие технологические компании (такие как Google, Apple, Amazon, Microsoft) ряд строгих обязательств и ограничений.

По DMA («антимонопольный» закон):

  1. Платформы не могут отдавать приоритет своим собственным сервисам и продуктам в поиске и рекомендациях над сторонними.
  2. Пользователи должны иметь возможность легко удалять предустановленное программное обеспечение.
  3. Крупные платформы должны разрешить разработчикам использовать альтернативные системы платежей и предлагать свои приложения вне официальных магазинов (например, сторонние магазины приложений на Android и iOS).
  4. Компании должны предоставлять бизнес-пользователям доступ к данным, которые те генерируют, используя платформу.
  5. Запрещается препятствовать пользователям в возможности уведомлять других за пределами платформы о предложениях.

По DSA («закон о безопасности»):

  1. Платформы обязаны оперативно удалять незаконный контент (призывы к ненависти, фиктивные товары и т. д.) после получения уведомления.
  2. Крупные платформы должны предоставлять пользователям возможность отказаться от рекомендательных алгоритмов, основанных на профилировании.
  3. «Усиленный контроль для очень крупных платформ»: платформы с более чем 45 млн пользователей в ЕС (под обозначением VLOP — Very Large Online Platforms) подпадают под особо строгий надзор, включая ежегодные независимые аудиты и предоставление данных европейским регуляторам.
  4. Вводятся строгие меры по защите детей и ограничению целевой рекламы, направленной на них.

За несоблюдение правил компаниям грозят колоссальные штрафы — до 10% глобального годового оборота по DMA и 6% — по DSA, а в случае систематических нарушений DMA возможно и принудительное разделение бизнеса.

Евросоюз неоднократно штрафовал Google за нарушение антимонопольного законодательства, в частности, за злоупотребление доминирующим положением в своих сервисах: в 2017 году — на 2,4 млрд евро за Google Shopping, а в 2018 году — на 4,34 млрд евро за нарушения в платформе Android. Сумма одного из этих штрафов, 2,4 млрд евро за Google Shopping, была утверждена Европейским судом в сентябре 2024 года после апелляции Google. Техгиганты могут в дальнейшем столкнуться с новыми штрафами по Закону о цифровых услугах за использование антиконкурентных практик.

 

Гнев с другой стороны океана: Дональд Трамп против

Жесткое европейское регулирование вызвало резкую критику со стороны президента США Дональда Трампа еще начиная с первого срока правления. Его недовольство было обусловлено несколькими ключевыми причинами. Трамп и его администрация рассматривали DMA и DSA как целенаправленную атаку на ведущие американские корпорации, которые являются национальным достоянием и двигателем экономики США. Новые правила означали для них многомиллиардные издержки, необходимость перестройки бизнес-моделей и потенциальное снижение прибылей.

Американская сторона неоднократно заявляла, что законы де-факто дискриминируют компании из США, поскольку аналогичные техгиганты с европейским происхождением отсутствуют. Это трактовалось как протекционизм под маской заботы о потребителе. Трамп и его советники считали, что требования о предоставлении данных и доступе к алгоритмам могут создать риски для коммерческой тайны и даже национальной безопасности США, если чувствительные сведения попадут в руки европейских регуляторов.

Свою роль играет также идеологическое противостояние. Администрация Трампа придерживается философии минимального государственного вмешательства в бизнес. Активный регуляторный подход ЕС воспринимается как враждебный и противоречащий американским принципам свободного рынка.

 

Торговые войны как аргумент в цифровом противостоянии

Дональд Трамп не ограничился словесной критикой. Он неоднократно грозился принять ответные «торгово-экономические рестрикции» против стран Евросоюза. Среди возможных мер назывались введение тарифов на ключевые европейские товары (такие как автомобили, вино, сельхозпродукция и luxury-бренды). Этот инструмент он успешно опробовал в других торговых спорах.

В арсенале противодействия Белого дома находились также пересмотр или выход из существующих торговых соглашений между США и ЕС, подача жалоб в ВТО с обвинениями ЕС в создании несправедливых торговых барьеров и дискриминации американских компаний. Угроза была серьезной, учитывая склонность Трампа к протекционизму и его готовность развязать торговые войны для защиты, как он считал, американских интересов.

Власти Евросоюза в ответ на угрозы из Вашингтона не продемонстрировали особой готовности идти на попятную в вопросах цифрового регулирования. Европейские чиновники и политики последовательно отстаивают свою позицию и приводят свою аргументацию. ЕС подчеркивает, что имеет полное право устанавливать на своей территории правила, которые защищают его граждан, малый бизнес и демократические институты.

По заверениям Брюсселя, DSA и DMA представлены не как антиамериканские меры, а как прогрессивное законодательство, направленное на защиту прав человека, конкуренции и инноваций в долгосрочной перспективе. Кроме того ЕС открыто заявляет об амбиции превращения в мировой эталон цифрового регулирования, надеясь, что другие страны последуют их примеру, а не мягкому подходу США. Брюссель готов вести диалог и разъяснять свои позиции, но о кардинальном пересмотре или ослаблении правил речи не идет.

 

На полпути к фрагментированной реальности

Эксперты сходятся во мнении, что трансатлантический конфликт вокруг цифрового регулирования является долгосрочным и структурным, а не временными разногласиями.

Даже в период смены администрации в США (от Трампа к Байдену) риторика хоть и смягчилась, но фундаментальные противоречия остались. Джо Байден критиковал методы Трампа, но также выражал озабоченность по поводу дискриминационного характера европейских правил. Конфликт переместился из публичной плоскости в более закрытые дипломатические каналы, но не исчез.

Наиболее вероятным последствием считается дальнейшее расхождение (divergence) цифровых пространств США и ЕС. Компаниям придется работать по разным правилам в двух крупнейших экономиках мира, что приведет к удорожанию операций и возможному появлению двух разных интернет-экосистем. И ЕС, и США будут пытаться экспортировать свои модели регулирования в третьи страны. Начнется борьба за установление глобальных стандартов, где каждая сторона будет заручаться поддержкой других государств.

Ключевым вопросом является то, как дуализм правил повлияет на инновации. Одни эксперты полагают, что это затормозит технологический прогресс. Другие аргументируют, что правила ЕС, напротив, создадут здоровую конкурентную среду и подтолкнут к появлению новых игроков и инноваций в сфере законодательного регулирования (compliance) и кибербезопасности.

Конфликт между США и ЕС вокруг цифрового регулирования — это не просто торговый спор. Это столкновение двух философий: американской модели, основанной на минимальном вмешательстве и доминировании частных корпораций, и европейской, ставящей во главу угла «права человека», государственный контроль и коллективную безопасность. DMA и DSA стали катализатором этого противостояния. Несмотря на угрозы и давление, ЕС демонстрирует решимость отстаивать свой цифровой суверенитет. В этом титаническом противостоянии двух экономических гигантов мировая цифровая архитектура может измениться навсегда, и компаниям, а также пользователям по всему миру придется адаптироваться к новой, более сложной и фрагментированной реальности.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

05.09.2025
Google сохранит за собой Chrome и Android. Но есть нюанс…
05.09.2025
ICE возобновляет контракт с поставщиком шпионского ПО Paragon
05.09.2025
«Госуслуги», банки, магазины и кино. Первый взгляд на «белые списки»
05.09.2025
Атаки на Salesforce озаботили команду безопасников Google
04.09.2025
Швейцария показала свою «нейтральную» языковую модель
04.09.2025
«Мы обязаны заблокировать все звонки, которые идентифицируются как массовые»
04.09.2025
«Мир» не оставляет восточное направление
04.09.2025
Немкин: Использования встроенного ИИ для доносов не было
04.09.2025
Как ИИ даёт новое измерение платёжным технологиям
04.09.2025
В Международном банковском форуме в Сочи примут участие представители Банка России, Минфина, Минцифры и Госдумы

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных