С лицевого счёта похищено… Судебные экспертизы в сфере ДБО и противодействие мошенничеству

BIS Journal №3(54)2024

7 августа, 2024

С лицевого счёта похищено… Судебные экспертизы в сфере ДБО и противодействие мошенничеству

Появление методических рекомендаций №3-МР от 28.02.2024, в которых ЦБ предписывает кредитным организациям принимать дополнительные меры для защиты своих клиентов, спровоцировало рост количества технических судебных экспертиз. Потребность в них вызвана частыми спорами между банками и клиентами о природе совершения некоторых операций (в том числе без согласия клиентов). Рассказываем об особенностях проведения экспертиз в сфере дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и их значимости в контексте противодействия мошенничеству.

 

В ЧЁМ СУТЬ ЦБ РФ 3-МР?

Методические рекомендации ЦБ РФ 3-МР направлены на усиление информационной работы кредитных организаций с клиентами с тем, чтобы сократить число несанкционированных операций. Они включают в себя меры по улучшению ИБ, по аутентификации пользователей, по контролю за финансовыми операциями и обнаружению подозрительных транзакций. Также они обязывают кредитные организации предупреждать клиентов (через материалы, проведение мероприятий) о том, что недопустимо сообщать посторонним лицам конфиденциальные данные.

Рекомендации вступают в силу с 25 июля 2024 года и отменяют предыдущие рекомендации Банка России от 19 февраля 2021 года. Что же нового привнесено по сравнению с 2021 годом? Принципиальные изменения заключаются в следующем:

  • расширенный объём рекомендаций;
  • проведение обучающих мероприятий;
  • внедрение двухфакторной аутентификации;
  • дополнительные рекомендации по противодействию вовлечения в дропперство.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКСПЕРТИЗАХ ДБО

К сожалению, несмотря на усилия кредитных организаций по информированию клиентов и принятию мер обеспечения безопасности, они не всегда способны в полном объёме предотвратить случаи хищения денежных средств.

Предположим, инцидент произошёл и деньги были похищены со счёта клиента, который считает, что антифрод-система банка не справилась со своей задачей. Специалисты кредитной организации, имеющие сильных юристов и техническую поддержку, легко докажут, что пострадавший не выполнил условия договора, а инструменты защиты сработали безупречно.

Нередко в спорных случаях клиенты могут обратиться в независимые организации для проведения исследований правильности функционирования системы ДБО. Назначая экспертизу, суд может указать её конкретный вид — компьютерная или компьютерно-техническая. В ходе исследования нужно будет получить ответы на следующие вопросы:

  1. Обладают ли спорные операции признаками перевода денежных средств без согласия клиента?
  2. Выполнялся ли в исследуемый период вход в личный кабинет банка с личного устройства клиента?
  3. Направлялись ли клиенту pushили SMS-уведомления следующего содержания <…>?
  4. Имеются ли на устройстве клиента следы функционирования вредоносного программного обеспечения?

 

ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ДБО

Для обеспечения всестороннего исследования судьи нередко предоставляют полный доступ к материалам дела, что позволяет эксперту ознакомиться со всеми доказательствами. И наиболее ценными объектами являются:

  • документы, подтверждающие договорные отношения между клиентом и банком (договор, соглашение об обслуживании клиентов и др.);
  • журналы событий с серверов банковской системы; чаще всего объектом исследования является выгрузка логов за исследуемый период, например журнал входа в личный кабинет клиента банка и история работы клиента в системе ДБО;
  • журналы событий с серверов мобильного оператора (в случае если клиент выбрал оповещения посредством SMS);
  • личное устройство клиента (ПК, мобильный телефон и т. д.);
  • версия мобильного приложения банка за исследуемый период (APK / IPA файл) может предоставляться, если проводится анализ уязвимостей.

 

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

  1. Предварительное ознакомление с материалами дела. Изучение нормативной и документальной базы, позиции сторон, свидетельских показаний и т. д.
  2. Исследование клиент-банковского взаимодействия: а) изучение журналов банковской системы, связанных с аутентификацией клиента, а также со спорными операциями, помогающими понять их последовательность и характер; б) анализ устройства клиента, включая выявление возможных уязвимостей, вредоносного ПО и т. д.
  3. Исследование журналов мобильного оператора позволяет выявить информацию о передаче данных, совершении звонков или отправке SMS, потенциально связанных со спорными операциями.
  4. Синтез. На основе предоставленных материалов и проведённых исследований эксперт восстанавливает хронологию событий.
  5. Формулирование выводов и подготовка экспертного заключения. Выдаётся заключение эксперта с выводами по поставленным вопросам.

Ниже приведём примеры исследований случаев использования различных тактик злоумышленников.

 

Социальная инженерия

С лицевого счёта клиента банка похищено свыше 500 тыс. руб. Перед экспертом стояли задачи выяснить: производился ли вход в личный кабинет банка со смартфона клиента (Samsung A50), а также обладают ли спорные операции признаками перевода денежных средств без согласия клиента. Были выявлены несоответствия спорных операций признакам, утверждённым приказом Банка России от 27.09.2018 № ОД-2525, а именно нетипичное для клиента время входа в приложение (ночное), место и устройство (iPhone XR). Несмотря на это, система пропустила эти спорные операции. Однако представители банка ссылались на имеющийся в материалах дела опрос клиента, в котором тот сообщил о подозрительном звонке со стороны сотрудника «отдела безопасности» банка.

 

Фишинг

В другом случае на электронную почту клиента поступило письмо, содержащее во вложении вредоносный код, загружающий на компьютер жертвы «стилер», который крадёт сохранённые в браузере пароли и данные банковских карт. После чего со счёта жертвы была списана значительная сумма денежных средств.

В ходе досудебного расследования инцидента была установлена вся цепочка атаки и даны рекомендации, прежде всего по установке на компьютер средств защиты информации. В результате осознавший свою невнимательность клиент передумал подавать иск в сторону банка.

 

Внедрение ВПО

В данном случае предметом спора стало платёжное поручение, направленное с корпоративного ноутбука бухгалтера организации клиенту системно значимого банка. С целью выявления признаков нарушения условий договора по эксплуатации системы ДБО на исследование было передано само устройство с токеном электронной подписи, заявление о предоставлении комплексного банковского обслуживания, выписка по операциям на счёте клиента. Эксперты посредством методов цифровой криминалистики установили, что пострадавший нарушил меры безопасности: ключ электронной подписи был постоянно вставлен в ноутбук, антивирусные базы устарели и не обновлялись, была активирована нелицензионная операционная система. Кроме того, на данном ноутбуке были выявлены следы функционирования программного обеспечения для удалённого администрирования, а также найден «троян-банкер», обладающий функционалом перехвата учётных данных, относящихся к банковским системам.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ

Хотя статистика свидетельствует о том, что зачастую суд признаёт правоту банков (примерно в 62% случаев клиентам отказывается в удовлетворении иска в полном объёме), вышеперечисленные примеры иллюстрируют, что для определения причин произошедшего инцидента, а также установления истины в подобных спорах требуется как техническое, так и нормативное исследование. Именно они нередко служат важным доказательством при принятии решения судом и влияют на исход дела.

Учитывая, что в 2024 году Центробанк расширил объём рекомендаций по усилению информационной работы кредитных организаций с пользователями, есть надежда на сокращение числа операций, производимых без согласия клиентов. И тогда, как следствие, снизится и количество судебных споров, связанных с неправомерными переводами денежных средств и заключением кредитных договоров.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

21.10.2025
ВТБ предоставит своим клиентам цифрового вышибалу
21.10.2025
Криптовалюта как часть эффекта «бабочки»
21.10.2025
Исследование: вирусные твиты «тупят» ИИ
20.10.2025
Ernst & Young нашла у бизнеса большие убытки из-за рисков ИИ
20.10.2025
«Спикател» включил в портфель российскую операционную систему РЕД ОС
20.10.2025
Россия экспортирует «пластик» в Афганистан?
20.10.2025
F6: Целью атак может стать любая российская организация независимо от специализации
20.10.2025
«При резком усилении налоговой нагрузки Россия не сможет претендовать на роль одного из технологических лидеров»
20.10.2025
Рублёвый стейблкойн A7A5 обеспечил России лидерство по криптотрафику
17.10.2025
В обход Совбеза ООН — через Владивосток

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных