Запускаем умную антифрод-систему. Опыт АО «Свой Банк»

BIS Journal №1(52)2024

20 марта, 2024

Запускаем умную антифрод-систему. Опыт АО «Свой Банк»

Вопрос настройки и запуска эффективной работы по антифрод-направлению является актуальным для большинства, если не всех действующих кредитных организаций. Банки, выстраивая ежедневное взаимодействие с клиентами через диджитал-каналы, должны уметь оперативно оценить и удостовериться по каждой транзакции (особенно в момент до её подтверждения и проведения), кто в действительности в этот момент находится на «той стороне» и отдаёт распоряжение банку в осуществлении операции по счёту — клиент или мошенник.

Если топ-менеджмент серьёзно задумывается о развитии банковского бизнеса в розничном сегменте, запуске в онлайне новых видов банковских продуктов и услуг для физических лиц, ему крайне важно заранее максимально обезопасить банк от фродовых кейсов и самостоятельно научиться управлять этим риском. Интуитивная настройка антифрода через «ручное» («полуручное») рассмотрение потенциально мошеннических операций без применения технологий и «умных» антифрод-систем — это трудоёмко, сложно и, как показывает практика, недостаточно эффективно. Очевидно, что при её реализации последствия могут быть катастрофическими как для самого банка, так и для его клиентов, учитывая открытую статистику рынка о ежегодном приросте объёмов списаний со счетов клиентов усилиями мошенников. 

Сейчас к вопросам борьбы с мошенничеством активно подключается и регулятор. Банком России сформирована нормативно-правовая база и стандарты по ряду направлений в области противодействия мошенничеству. Создание Банком России ФинЦЕРТ и на его базе системы информационного обмена между банками и другими участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, системными интеграторами, разработчиками антивирусного программного обеспечения и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности, обеспечивает банки актуальной информацией о выявленных на рынке угрозах, в том числе о мошенничестве, и совершённых атаках. Поэтому банку как минимум нужно включиться в информационный обмен с ФинЦЕРТ. Однако использование только этого инструмента для мониторинга и борьбы с фродом недостаточно. 

Почему же банку важно комплексно подходить к запуску процедур фрод-мониторинга и выстраивать умную систему транзакционного антифрода (УСТАФ), в основе которой лежат технологии:

  • Гарантии надёжности для клиентов. Противодействуя мошенникам, банк сможет гарантировать своим действующим и новым клиентам качество проводимых расчётов, а именно их надёжность и безопасность;
  • Минимизация фродовых потерь самого банка. Банк будет способен минимизировать потенциальные фродовые потери по проводимым транзакциям и тем самым достигать ключевых стратегических показателей деятельности и текущего бизнес-плана;
  • Реагирование на фродовые «инновации и новые тренды». Методы, к которым прибегают мошенники, с каждым разом становятся всё изощреннее и сложнее. Систему транзакционного антифрода банку следует развивать, чтобы уметь противостоять любой фродовой логике, а также излюбленной ими методам социальной инженерии и др.;
  • Возможность настройки собственных антифрод-правил и управление ими. В основе УСТАФ лежат риск-правила/триггеры, указывающие на признаки фрода по транзакции. При срабатывании преднастроенных антифрод-правил операции должны приостанавливаться, инциденты — разбираться до подтверждения отсутствия признаков мошенничества. Состав правил может быть общим, а может калиброваться относительно различных клиентских профилей и участников расчётов, объёмов транзакций, геолокации и выбранного времени для перевода и т. д.

 

С ЧЕГО НАЧАЛИ МЫ

«Свой Банк» является молодым представителем известного и зарекомендовавшего себя на рынке финтех-холдинга IDFEurasia. Сейчас банк переживает новую историческую веху своего развития и трансформации традиционной бизнес-модели в современный технологичный цифровой банк, обеспечивающий предоставление своим клиентам весь спектр банковских продуктов и услуг в диджитал-канале. В числе ключевых стратегических целей, стоящих перед командой топ-менеджмента, активное развитие розничного бизнеса. Поэтому задача по определению контуров УСТАФ и запуску антифрод-системы согласно задуманной дорожной карте является для банка жизненно важной.

Наша рабочая «дорожная» карта включает описание конкретных этапов построения УСТАФ и их временные границы с конкретными сроками реализации. Вместе с ней при построении антифрод-системы банку также важно было:

  • определить ответственного топ-менеджера и/или внутреннее подразделение, в чьей зоне ответственности будут вопросы УСТАФ;
  • силами собственной команды или привлечённых независимых экспертов провести ревью (обследование) действующей системы мониторинга противодействия мошенничеству, а также проанализировать лучшие практики рынка в отношении организации УСТАФ;
  • подготовить подробные бизнес-требования по развитию антифрод-технологий, условия альтернативного выбора между тем, будет это собственное ИT-решение или некий «коробочный» или кастомизированный продукт УСТАФ от стороннего вендора;
  • оценить возможность использования внешних антифрод-правил, в том числе предлагаемых рынком, в том числе внешним процессингом (при осуществлении расчётов с участием внешнего процессинга), преднастроенных правил в системах, предлагаемых поставщиками или независимыми консультантами;
  • разработать собственные базовые антифрод-правила для различных типов клиентов и участников расчётов, а также понять все возможные варианты по действиям банка при их срабатывании;
  • определить состав оценочных параметров (показателей) успешности в отношении УСТАФ и др.

По понятным причинам нам не пришлось долго объяснять руководству банка в отношении необходимости реализации дорожной карты и включении инвестиций в бизнес-план банка для развития действующей системы антифрода.

 

КТО НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

На начальном этапе необходимо определить внутреннее подразделение, в чьей зоне ответственности будет дальнейшее развитие УСТАФ. Если обобщить сложившуюся банковскую практику, то полномочия в направлении антифрода в структуре банков относятся к деятельности (ниже приводим альтернативные варианты, действующие на рынке) следующих структур.

  • Службы безопасности (СБ). С одной стороны, это логично, ведь основной задачей подразделения как раз является выявление и работа с фродом. Сотрудники СБ глубоко знают, по каким признакам можно идентифицировать мошенников и какие источники данных для этого можно использовать. С другой стороны, не секрет, что СБ не всегда фокусируются (в силу специфики основной деятельности) на разработке риск-правил и аналитики транзакционной активности клиентов.
  • Подразделения по информационной безопасности. Часто в банках антифродом занимается именно это подразделение, которое понимает «природу» фродовой транзакции и может компетентно среагировать на возникший инцидент. 
  • Службы управления рисками (СУР), которая может оперативно разработать основные риск-правила на базе лучших рыночных практик и требований законодательства, нормативно-правовых актов Банка России, рекомендаций платёжной системы и других участников платёжной системы. Антифрод может включаться в качестве одного из подвидов операционного риска, управление которым также, как правило, входит в функциональные обязанности СУР.
  • Подразделение розничного бизнеса, что видится не самым удачным решением, так как здесь может возникать прямой конфликт интересов, учитывая, что основной целью бизнеса выступает привлечение клиентской базы и выполнение бизнес-показателей по наращиванию объёмов предоставленных клиентам продуктов и услуг.
  • Специально сформированного подразделения в оргструктуре банка (антифрод-центра, подразделения по противодействию транзакционному мошенничеству и т. д.), независимого в своей работе от других подразделений. Как правило, такой модели в оргструктуре придерживаются крупные банки и средние банки, входящие в банковские группы. 

В «Своём Банке» после ряда внутренних обсуждений подразделением, отвечающим за развитие антифрод-системы, стал департамент управления рисками во главе с Chief Risk Officer (CRO). Была достигнута договорённость о создании в организационной структуре банка транзакционного антифрод-центра, обеспечивающего непрерывную аналитику и разбор транзакций в режиме 24/7.

 

НЕПРОСТОЙ ВЫБОР. ЧТО ЛУЧШЕ?

Концептуальный вопрос в отношении состава технологий, используемых в задачах транзакционного антифрода, на который банку крайне важно получить ответ, оценив все «за» и «против». Как правило, выбор сводится к двум альтернативным вариантам — вести разработку ПО собственными силами или обратиться к поставщикам уже за готовым решением. Когда «Свой Банк» делал такой выбор, то учитывались параметры, которые мы свели в отдельную таблицу (см. Таблица).

Таблица. Параметры, учитываемые при выборе варианта разработки ПО: собственными силами или от поставщиков.

 

Обобщая эти параметры, могу отметить, что при выборе антифрод-системы нами оценивались, прежде всего, следующие: функциональность, стоимость, конфигурация, возможность внесения изменений собственными силами.

Выстраивание системы фрод-мониторинга с нуля, несомненно, сложный многоэтапный процесс, в котором важна синергия усилий всех участников процесса для минимизации потерь банка по фродовым кейсам. И сегодня «Свой Банк» успешно справляется с этой задачей.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

04.07.2025
Конгрессмен рассказал агентам ФБР про кибербез (не наоборот)
04.07.2025
«Это ускорит развитие национальной платёжной инфраструктуры»
04.07.2025
«Пар»? «Ростелеком» строит свой Steam
04.07.2025
«Не будет никакой остановки». Европейский AI Act — на марше
04.07.2025
В России всё же создадут базу биометрии мошенников
03.07.2025
В Госдуме продолжают намекать на преимущества импортозамещения
03.07.2025
Котята отрастили щупальца. Kraken целится в Apple издалека?
03.07.2025
DLBI: До конца года стилеры могут парализовать поиск «удалёнки» в РФ
03.07.2025
Международный уголовный суд подвергается атакам хакеров
03.07.2025
17% компаний выбирает ноутбуки с предустановленными отечественными ОС

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных