На вопросы BIS Journal отвечает Андрей Ефремов, директор по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского» — отечественной компании, ставшей мировым лидером в области кибербезопасности.
АО «Лаборатория Касперского» — международная компания, специализирующаяся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз. Компания ведёт свою деятельность более чем в 200 странах. Центральный офис находится в Москве.
Компания входит в четвёрку ведущих мировых производителей программных решений для защиты конечных устройств (End point Protection). В марте 2022 года Федеральная комиссия по связи США внесла Лабораторию в список юридических лиц, угрожающих национальной безопасности.
Компания разрабатывает решения для защиты как домашних пользователей, так и корпоративных сетей любого масштаба. Продуктовая линейка компании включает в себя решения для всех популярных операционных систем (Windows, Linux, Mac и т. д.).
Продукты «Лаборатории Касперского» сертифицированы ведущими поставщиками аппаратного и программного обеспечения: Microsoft, IBM, Intel, Cisco Systems, Red Hat, Citrix Systems, Novell и другими.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке, насколько успешно идет трансформация отрасли ИБ, достигнута ли импортонезависимость?
— Ситуацию на российской рынке ИБ я бы назвал стабильной, но непростой. Поскольку ИТ-сервисы продолжают работать, отрасль справляется с защитой национальной экономики, несмотря на огромное количество атак. Есть стабильность, хотя, честно говоря, не очень устойчивая. С рынка ушли многие игроки, в некоторых сегментах — технологические лидеры. Не все продукты и сервисы получили адекватную замену, но большая работа со стороны отечественных вендоров продолжается. Все крупные российские компании, которые пользовались ушедшими с рынка продуктами и услугами, знают, что переход на отечественный софт и железо — процесс очень непростой. Мы как вендор ИБ делаем все, чтобы помочь клиентам максимально качественно закрыть потребности с помощью конкурентоспособных и качественных решений. Но при этом мы как ИТ-заказчик не всегда довольны локальными продуктами.
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЛОВУШКА
— С 2022 г. на нашем рынке случился взлет спроса на местные ИБ-продукты и сервисы. Это — шанс для скачка в развитии российских ИБ-вендоров. Насколько получается использовать этот шанс?
— Сперва про «Лабораторию Касперского». Мы успешно закрыли ниши, где были необходимы решения по обеспечению кибербезопасности и начали наращивать присутствие в смежных областях. Российский рынок активно развивается, и это хорошая почва, чтобы создавать и интегрировать в нашу экосистему новые продукты, на базе уже сформулированных потребностей. В этом году мы представили рынку решение для построения надежной сетевой инфраструктуры с возможностью интеграции средств ИБ — Kaspersky SD-WAN и уже закончили его первое внедрение в крупной энергетической компании. Это решение обеспечивает защищенную передачу данных, что позволяет нам двигаться дальше и строить концепцию SASE (Secure Access Service Edge), как следующий этап развития сетевых технологий.
Развиваются наши XDR-решения. Мы запустили защиту для контейнерных сред. При этом мы видим спрос на эти решения и на глобальном рынке, и мы планируем его удовлетворить, предложив заказчикам зрелую платформу для обеспечения кибербезопаности.
Согласен, рост спроса на домашнем рынке — великий шанс, но в то же время и потенциальная ловушка для российских вендоров. Исходный посыл вроде бы прост — заместить привычные продукты и сервисы. Россияне десятилетиями пользовались продуктами от мировых лидеров, и вдруг многие из них в одночасье «превратились в тыкву». Срочно нужна замена этим привычным продуктам, замена лихорадочно разрабатывается, наши вендоры честно пытаются повторить потребительский опыт, который был до февраля 2022-го. Но у мировых гигантов на разработку своих решений уходили годы и даже десятилетия.
И какой вывод? Он прост: замещая функционал механически, российские вендоры могут что-то заработать и чему-то научиться, но в результате получатся далеко не идеальные копии лидерских продуктов трех-пятилетней давности. У нас их, конечно, купят, но на международном рынке с такими продуктами вообще никаких шансов не будет. Концентрация исключительно на импортозамещении и отказ от международной конкуренции в долгосрочной перспективе означает стагнацию и усугубит технологическое отставание российской ИБ-индустрии и основных игроков отрасли от передовых практик международного рынка.
ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭКСПОРТ
— «Лаборатория Касперского» — один из немногих российских ИТ-вендоров, исторически ориентированных на экспорт. Насколько новая геополитическая реальность повлияла на ваш международный бизнес, на ваши приоритеты?
— В этих сложных условиях наша стратегия с ориентацией на мировые рынки подтвердила свою правильность. Стратегические продукты, на которые мы делали и делаем ставку, развиваются, их продажи растут по всему миру. Чтобы быть конкурентными на мировой арене, мы продолжаем двигаться в сторону платформенного подхода для обеспечения кибербезопасности всех видов корпоративных клиентов. Наши продажи в России значительно выросли. При этом, к сожалению, на ряде рынков они по понятным причинам снизились. Мы остаемся экспортной компанией, мы видим, что возможности на доступных для нас рынках — гигантские, и наши продажи в ряде регионов продолжают расти. В первую очередь это Ближний Восток, Южная Америка, ряд азиатских стран. Я считаю, что даже в нынешних условиях ориентация на экспорт крайне важна для долгосрочного успеха бизнеса.
ПРИЗЫВАЕМ ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ
— Вы не раз призывали российские компании объединять усилия с «Лабораторией Касперского» и вместе выходить на внешние рынки. Есть ли примеры таких альянсов? И зачем все эти сложности, не лучше ли работать в автономном режиме, не завися от капризов партнеров?
— Очень надеюсь, что скоро поделюсь новостями об успехах по созданию альянсов, но пока могу сказать только, что работа в этом направлении идет, и оптимизм нас не покидает. Зачем нам это надо? Чтобы реализовывать большие проекты. Мы можем делать их сами, но это будет долго, мы можем покупать компании, но это будет дорого. Объединение усилий позволяет добиваться успеха быстрее и дешевле, причем, понятно, не только нам, но и партнерам. В эффективном альянсе сложение усилий позволяет добиваться большего, чем просто арифметическая сумма усилий. Один плюс один может стать намного больше, чем два. Я считаю, что такие совместные проекты — это огромный шанс именно для российских компаний добиваться глобального успеха. Если вы — компания-лидер, если у вас есть амбиции строить высокотехнологичный экспорт, то нам с вами есть о чем поговорить.
РАБОТАЕМ В РОССИИ
— Почему вы приглашаете именно российских партнеров?
— Национальная ИТ-отрасль, несмотря на высокий спрос на отечественном рынке, живет в сложных условиях. В стране не так много долгосрочных инвестиционных денег, колебания валютных курсов усложняют стратегическое планирование, компании сталкиваются с дефицитом кадров, есть объективные проблемы с электронно-компонентной базой. При том у российских компаний имеется колоссальный опыт и инженерный потенциал мирового уровня, который не всегда, к сожалению, получается трансформировать в создание конечных масштабируемых продуктов. Совместные проекты лидеров рынка позволят компенсировать эти слабости и в полной мере использовать наши сильные стороны.
Вообще, в России умеют создавать новые вещи высочайшего уровня — от атомных станций до финтеха, от операционных систем (включая нашу специализированную KasperskyOS до Госуслуг и средств ИБ. Хотелось бы разрабатывать большие упакованные прорывные проекты для глобального рынка, а это трудно делать в одиночку.
ЗАВЕДОМО НЕПРОДУКТИВНО
— Что из происходящего в российской ИБ вам не нравится?
— Меня расстраивает, что большие ресурсы тратятся на жесткую конкуренцию за очень небольшой рынок. Причем с некоторыми продуктами — практически заведомо без шансов создать что-то глобально конкурентоспособное. Это как строить десяток параллельных туннелей — заведомо непродуктивно.
— Речь о межсетевых экранах?
— Да, но не только про них, есть ряд проектов по импортозамещению, где идет параллельная работа по созданию решений, в лучшем случае аналогичных зарубежным продуктам пятилетней давности.
ТРИ СТРАТЕГИИ
— Экспортные альянсы — это часть стратегии «Лаборатории Касперского»?
— У нас три стратегии для разных технологических волн, в которых мы существуем. Первая, среднесрочная стратегия на ближайшие несколько лет, подразумевает развитие наложенных средств безопасности, выстраивание лучшего на рынке продуктового предложения — B2B-платформы, закрывающей все потребности заказчика в ИБ. Это в том числе включает помощь нашим заказчикам в создании собственного центра мониторинга безопасности (SOC) или предоставление сервисов управляемой защиты от наших экспертов — Kaspersky MDR. Кстати, уже сейчас, наверное, самые передовые SOC в России успешно используют наше SIEM-решение KUMA (Kaspersky Unified Monitoring and Analysis Platform). Мы развиваем экосистему, которая обеспечивает кибербезопаность как классических корпоративных ИТ-инфраструктур, так и промышленных сетей и систем автоматизации (ОТ). В рамках этой экосистемы мы обеспечиваем и защиту конечных устройств (EDR), и защиту сети (NDR), достигая функциональности передового XDR-решения, причем для различных платформ (Windows, Linux, MacOS, Android и т. д.)
Но мы видим и следующую технологическую волну — переход с повсеместного использования уязвимого ПО на выстраивание ИТ на принципах secure-by-design, конструктивной безопасности, мы это называем кибериммунностью. Для этой волны — наша долгосрочная стратегия, которую мы реализовываем уже сегодня, развивая нашу собственную операционную систему KasperskyOS и экосистемы вокруг нее.
Третья наша стратегия — это мостик между технологическими волнами, переход от решения задач информационной безопасности вокруг текущих ОС к созданию ИТ-систем на основе конструктивной безопасности.
Мы ищем партнеров для проектов во всех трех стратегиях. Создание прорывных ИБ-продуктов для текущего глобального рынка — интересная и перспективная задача, у нас огромный опыт и экспертиза, и я верю, что мы можем создавать лучшие в мире решения. Также нам очень интересно создавать вместе продукты и решения в более широкой ИТ-сфере для переходного периода. И, конечно, необходимы партнеры, чтобы создать полноценную альтернативу потребительскому опыту от текущих лидеров рынка. Строительство полной кибериммунной экосистемы на основе конструктивной безопасности, которая будет конкурентоспособной на мировом уровне, — это задача огромного масштаба и амбиций.
МЫ СТРОИМ БУДУЩЕЕ
— Главный фактор успеха на международном рынке?
— В нашем случае — качество технологий и продуктов. Мы проводили партнерскую конференцию в этом году, и наши B2B-партнеры даже в западных странах говорят нам, что надеются на ослабление ограничений, так как они хотят продавать и распространять наши решения, поскольку они эффективно удовлетворяют запросы заказчиков, имеют высокое качество.
В целом я считаю, что для долгосрочного успеха надо иметь большие амбиции и стремиться создавать новый опыт для потребителей. Только так можно срезать углы и стать лидером на уже сложившемся рынке. Выходить на рынок с копией чужого, пусть и передового, решения — значит биться за каждую продажу, конкурировать по цене, имея заведомо более низкую рентабельность, более долгую окупаемость, а значит и меньше ресурсов для долгосрочного развития.
Чтобы добиваться успеха, надо иметь большую мечту. Мы строим ИТ-опыт будущего, который будет актуален для наших детей и внуков, внедряем безопасность на уровне ДНК ИТ-систем. И я призываю других лидеров рынка с большими амбициями объединять усилия и строить цифровое будущее вместе с нами.
Реклама АО «Лаборатория Касперского», ИНН: 7713140469 erid: LdtCKa7st
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных