15 июля, 2020

Онлайн vs. офлайн: война бесконечности

В последнее время всё чаще говорится о последствиях пандемии коронавируса причём не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения психологии человека.

Самоизоляция, карантин, закрытие офисов, переход на удалённый режим работы, прекращение регулярных личных встреч с коллегами и заказчиками сильно повлияли на всех людей. Несмотря на налаженную работу всевозможных онлайн-сервисов, сервисов для связи и коммуникации, увеличившегося количества семинаров, вебинаров и онлайн-активностей, люди жаловались на отсутствие именно личных контактов с другими людьми.

Простая истина, что человек просто физически не может существовать без другого человека, доказывается на примере сотни исследований в книге «Социальный вид: почему мы нуждаемся друг в друге» профессора, руководителя лаборатории социальных когнитивных наук в Университете Калифорнии Мэттью Либермана. Он объясняет, что мозг человека вообще уместнее рассматривать как инструмент связанности с другими людьми, а не как мыслительный аппарат отдельной личности. Всё, что вы знаете о себе, всё, что в вас есть, — продукт не ваших усилий, а результат влияния окружающих на вас.

О взаимосвязанности мира тоже часто говорят в последнее время. Технологии помогли соединить в одно мгновенье все части света, упростить коммуникацию и сделать всех зависимыми от всех. С одной стороны, мир стал открытие, но с другой — технологии заменяют живое общение. Однако «тактильное» ощущение собеседника всё равно остаётся как никогда востребованным. И ничего этого не изменит.

И именно эту простую истину мы видим в нашей серии интервью с представителями различных компаний. Так, генеральный директор Медиагруппы Авангард Артём Зубков рассказывал о важности оффлайн-мероприятий и противостоянии онлайна и оффлайна. Следом за ним директор Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Андрей Янкин говорил насколько важны именно личные встречи, несмотря на обилие хороших онлайн-активностей. Заместитель генерального директора компании «ИнфоТеКС» Дмитрий Гусев рассказал, как их компания с нетерпением уже ждёт возврата к формату личных встреч и живого общения.

А сегодня мы узнаем мнение ещё одного специалиста — директора мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар» Владимира Дрюкова.

 

Как отреагировала ваша компания на пандемию и карантин? С какими трудностями вы столкнулись в самом начале?

Удаленную работу специалистов с соблюдением всех требований по информационной безопасности мы практиковали задолго до карантина, поэтому здесь не было каких-то неожиданностей. Ключевые вызовы носили скорее бытовой характер – как сотрудникам обустроить свое рабочее место и график работы в домашних условиях, – и коммуникационный – как удаленно контролировать эффективность их деятельности. Но мы довольно быстро нарастили темп регулярных планерок и статусов через ВКС. Поддерживали и нерабочие коммуникации – интеллектуальные игры через интернет, виртуальные бары и т.п.

 

Что вы получили или потеряли за время карантина?

Потребности заказчиков трансформировались. С точки зрения мониторинга и обеспечения ИБ массовый переход на удаленную работу сопряжен с большим количеством трудностей, но при этом, что важно, бизнес не стал секвестрировать бюджеты на ИТ и ИБ, а скорее распределил его на новые нужды. В этом плане сервисное предложение по информационной безопасности стало даже более привлекательным благодаря темпам запуска, бесконтактности проводимых работ и возможностям простого управления объемом услуги: его увеличением, уменьшением или просто отключением сервиса по завершении карантина.

 

Есть ли силы и идеи для чего-то нового или приходится выжимать по максимуму из уже имеющегося?

Конечно, есть желание проверять и тестировать новое: форматы взаимодействия с заказчиками и сотрудниками, проведения мероприятий и так далее. Поддержание полноценной коммуникации крайне важно для качественного бизнес-движения, и приходится придумывать новые методы и подходы. Что касается непосредственно бизнеса, мы не останавливали работу по развитию наших решений и услуг и уже запускаем ряд новых сервисных предложений для клиентов. 

 

Почему очные мероприятия важны? А как они могут, на ваш взгляд, трансформироваться?

Видеоконференцсвязь и АКС конечно существенно меняют восприятие информации и ситуации. Дистанция, отсутствие «тактильного» ощущения собеседника повышают риски неверного восприятия информации и негативно влияют на коммуникацию. Поэтому желание вернуться к живому общению «глаза в глаза» уже очень сильное.

Смотрите также