«Главная проблема – отсутствие в стране единого института, ответственного за развитие системы ИБ в целом»

BIS Journal №2(37)/2020

15 мая, 2020

«Главная проблема – отсутствие в стране единого института, ответственного за развитие системы ИБ в целом»

Статья представляет развёрнутый анализ истории формирования, текущего состояния, проблем и перспектив развития системы информационной безопасности (ИБ) России.

Материал тем более интересный, что его автором является один из наиболее авторитетных специалистов в этой области, внёсший большой личный вклад в формирование существующей сегодня системы ИБ. Основной вывод автора, тем не менее, — развитие системы ИБ в России сейчас сопровождается целым рядом проблем.

Важность вопросов, поднятых в статье, обусловлена тем, что, хотя автор прямо об этом не говорит, в случае цифровой экономики, тотально зависящей от информационных систем, неэффективность ИБ может приводить к нарушению или полной остановке критичных экономических процессов, вплоть до разрушения экономики, что превращает ИБ в геополитический фактор, влияющий на жизнеспособность страны.

Существенно также, что вопросы, поднятые в статье, отражают озабоченность профессионала, видящего фундаментальные проблемы и связанные с этим фундаментальные риски. Уже только поэтому статья заслуживает серьёзного внимания не только узких специалистов в ИБ, но и руководителей всех уровней, в зону ответственности которых прямо или косвенно входят вопросы управления развитием национальной стратегии ИБ.

С заключением автора о наличии проблем нельзя не согласиться. Все перечисленные в статье проблемы действительно есть и требуют решения, однако, на наш взгляд, важно, следуя известной максиме «зри в корень», выделить первичную проблему, без опережающего решения которой невозможно устранить порождённые ей более частные проблемы. Представляется, что таковой является несовершенство организации процесса развития ИБ, а более конкретно — отсутствие в стране единого института, ответственного за развитие системы ИБ в целом.

Сегодня развитие системы ИБ в России происходит на основе «ведомственной» модели управления, когда комплексная сложная задача раздроблена на несколько частных подзадач, каждой из которых по отдельности и в значительной степени независимо занимается отдельное ведомство, действуя соответственно своим корпоративным целям и интересам.

Как следствие, в России сегодня отсутствует единый мозговой центр стратегического анализа в области ИБ, наделённый необходимыми полномочиями и обеспеченный ресурсами, способный компетентно сформулировать долгосрочные цели создания ИБ, определить оптимальную стратегию их достижения и обеспечить системный процесс комплексного проектирования и внедрения национальной системы ИБ.

Свято место пусто не бывает и в отсутствие системного процесса проектирования системы ИБ его место занимает какой-нибудь суррогатный. В нашей стране роль такого суррогатного процесса играет законодательный. Нельзя сказать, что управление ИБ через законотворчество не даёт вообще никаких результатов, вопрос в их качестве. Проблема в том, что при таком подходе конечные содержательные решения в сложной предметной области уполномочены принимать непрофессионалы, а специалисты широкого профиля, представленные в соответствующем законодательном институте, тогда как при правильной организации управления развитием ИБ законодательный процесс должен был бы лишь обеспечивать нормативно-правовое оформление профессиональных решений, принятых профильными специалистами.

Заслуживает внимания также тезис автора о важности опережающих исследований и необходимости «настойчиво формулировать будущее в благоприятном для нас направлении». Подчеркнём, что опережающее проактивное проектирование целевой архитектуры системы ИБ важно в первую очередь с геополитической точки зрения.

Особенность ситуации сегодня в том, что экономика России, также как и экономики других стран и глобальная экономика в целом, сейчас находится в переходном состоянии. Происходит переход из «доцифровой» экономики в цифровую и связанная с этим смена экономической модели, сопровождаемая скачкообразным изменением структуры экономики и перестройкой всех составляющих её компонент, включая систему ИБ.

Перестройка, как и любое кризисное явление, открывает окно возможностей и даёт шанс сконструировать новую экономическую модель и новую систему ИБ в предпочтительном для нас виде. Но ровно такая же возможность открывается и для наших геополитических соседей-противников. В этой игре на опережение выиграет тот, кто сможет лучше воспользоваться новыми возможностями. Можно не сомневаться, что наши соседи постараются реализовать их по-максимуму и в своих интересах. Как показывает вся предыдущая история, до сих пор они это делали очень эффективно, и здесь нам есть чему у них поучиться.

Поэтому, если мы хотим на выходе из переходного периода получить нужную нам национальную систему ИБ, надо действовать оперативно, проактивно, эффективно и целенаправленно, т.е. имея продуманное долгосрочное целеполагание и стратегию. Но именно с целеполаганием и стратегией у нас и возникают проблемы в силу отмеченного выше отсутствия у задачи создания системы ИБ единого хозяина.

В своём анализе автор ссылается на классический подход к прогнозированию, основанный на экстраполяции прошлых событий и опыта в будущее. Такой подход, действительно, может успешно применяться во многих ситуациях, но в рассматриваемом случае развития системы ИБ, его применимость, на наш взгляд, вызывает вопросы, поскольку экстраполяция возможна только, если система, поведение которой описывается, находится на стационарной траектории. В случае системы ИБ это условие сегодня не выполняется.

Принципиальное отличие процессов формирования системы ИБ в 90-е и последующие годы от процессов происходящих сегодня, в том, что в 90-е годы перестройки как таковой не было. Происходило формирование системы ИБ в рамках существующей модели экономики (в основном сложившейся в первой половине 90-х) и можно было говорить о стационарной траектории. Сегодня же, как отмечалось выше, происходит смена экономической модели, при которой система претерпевает скачкообразную перестройку и переходит на новую траекторию. В этой ситуации говорить о движении по стационарной траектории нельзя, что ограничивает возможности применения метода экстраполяции.

В условиях переходного периода более эффективен метод «забегания вперёд» с попыткой стратегического долгосрочного целеполагания: проактивным конструированием возможных вариантов целевых моделей системы ИБ, выбором предпочтительной модели и разработкой стратегии её реализации.

Очевидно, что в рамках действующей «ведомственной» модели управления действующие разрозненно ведомства не могут решить сложную комплексную задачу проектирования долгосрочной целевой архитектуры национальной системы ИБ и разработки стратегии достижения сформулированных целей. Решение такой задачи под силу только уже упомянутому центру стратегического анализа в области ИБ.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных