
ТОП-5 разыскиваемых хакеров
Безуспешные попытки ФБР отыскать пятерых самых матерых хакеров вынудили американских правоохранителей напрямую обратиться через СМИ к мировой общественности. Суммарная награда за «топ-5» неуловимых хакеров — $4,2 млн, но цена каждой «головы» разная — в соответствии с масштабом нанесенного ущерба. Так, за помощь в поимке россиянина Евгения Богачева правоохранители США предлагают сразу $3 млн, а вот хакер из Румынии Николае Попеску ценится дешевле — в $1 млн, россиянин Алексей Белан потянул на $100 000, а латыш Петерис Сахуровс и американец Шайлеш Кумар Джайн — «нахакерствовали» только по $50 тысяч за каждого.Евгений Богачев в списке ФБР фигурирует под псевдонимами lucky12345, Slavik и Pollingsoon. Основное обвинение касается создание и использование вредоносного ПО — ботнета GameOver Zeus, которым был инфицировано более 1 млн компьютеров, что позволило украсть с личных и корпоративных счетов более $100 млн. Николае Попеску, который также фигурирующий в досье под несколькими именами, например, «Nae» и «Stoichitoiu», обвиняется в организации фальшивых интернет-аукционов по продаже несуществующих автомобилей и предметов роскоши, и «улов» руководимой им хакерской группировки составил около $3 млн.
Алексей Белан в период с 2012 по 2013 годы в результате взломов трех торговых интернет-площадок в Неваде и Калифорнии добыл и продал на черном рынке конфиденциальную информацию и персональные данные клиентов на сумму в несколько сотен тысяч долларов. Петерис Сахуровс, продавая новостным интернет-редакциям рекламные баннеры с вирусом, сумел заблокировать десятки тысяч пользовательских компьютеров, файлы которых его троян подверг шифрованию. За разблокировку и возвращение компьютера в прежнее состояние злоумышленник требовал с каждой жертвы выкуп в размере $50, что в сумме обогатило его на $2 млн. Шайлеш Кумар Джайн в период с 2006 по 2008 годы запустил флуд-кампанию, убеждая интернет-аудиторию, что из в компьютерах пользователей действует опасный вирус, с которым кроме его чудодейственного «лекарственного» ПО, ничто не совладает. Продавая таким образом свой фальшивый антивирус, Джейн «наварил» на доверчивых пользователях порядка $100 млн.
Zeus обогатил Богачева — короля киберпреступного мира
Евгений Богачёв обвиняется американскими правоохранителями по многим статьям. Это, прежде всего, хищения в особо крупных размерах, а еще организация преступной хакерской группировки, в которой российские и украинские кибервзломщики потрошили с помощью созданной Богачевым схемы банковские счетов частных лиц и бизнес структур. Для создания механизма «идеального» киберпреступления Богачев написал код своего программного шедевра — ботнета GameOver Zeus (GOZ). Это вредоносное ПО заметно отличалось от поделок других хакеров: его было трудно даже обнаружить.В структуре работы системы компьютера пользователя он был практически незаметен. Ботнет ZeuS также внедрял в компьютеры пользователей троян Cryptolocker, который блокировал доступ к файлам и предлагал выкуп за разблокировку в течение 72 часов, а в случае отказа платить предупреждал, что вся информация в компьютере пропадет. Схема шантажа в большинстве случаев срабатывала, и люди переводили на счета вымогателя средства, а иногда расплачивались даже специально приобретенной криптовалютой Bitcoin… По словам замдиректора ФБР Роберта Андерсона, ПО GameOver Zeus «является самым изощренным ботнетом, который когда-либо пытались нейтрализовать ФБР и наши союзники».
Несколько лет автор совершенствовал код ZeuS, и к середине 2007 года ботнет эволюционировал во что–то типа корпоративного хакерского ПО с полным набором инструментов для киберпреступлений – в тот самый неуловимый GOZ. Попав в компьютер, зловред сразу переписывал собственный код, меняя последовательности, на которые обычно нацелены антивирусы. И это давало хакерам простор для маневра: они могли всю похищенную с помощью ПО Богачева информацию передавать через прокси–серверы — через «левый» IP, заметая во свои следы и не позволяя во время операций определять основную мишень кибератак.
И только спустя 7 лет после создания GOZ Департамент юстиции США, наконец, вычислил через своего информатора настоящее имя его автора — 30-летнего Евгения Богачева из Анапы. В то же время эксперты по киберпреступности сумели разгадать тактику группировки хакеров под руководством. Спецслужб Украины, Канады, Франции, Люксембурга, Голландии и Великобритании под общим руководством ФБР в итоге смогли обнаружить и обезвредить используемый ботнетом GOZ троян Cryptolocker, а также напасть на след «серой» сети, которую для кибератак использовали с помощью вредоносного ПО Богачева использовали хакеры. Сегодня Евгений Богачев, завладевший в ходе своей преступной деятельности миллионами долларов, находится в бегах. И американское правосудие в бешенстве, поскольку не может определить, где искать его след.
«Мы не позволим, чтобы преступникам всё сходило с рук только потому, что их сложно поймать», — заявил весной на слушаниях прокурор США по Западному округу штата Пенсильвания раздраженный Дэвид Хиктон, который просто горит желанием засадить Богачева за решетку. К слову сказать, арестованному недавно хакеру Александру Панину, который сочинил конкурирующий с ZeuS зловред SpyEye, грозит 30 лет тюрьмы.По данным подразделения ИБ SecureWorks IT-фирмы Dell, только с конца 2014 года по март 2015 атаки GOZ были совершены в отношении более 1400 финансовых организаций в 80 странах. При этом, как считают отраслевые эксперты, исходный код этого зловреда уничтожить не удалось, так как его автор перед исчезновением безвозмездно слил все «прописи» GOZ хакерскому сообществу. А это значит, что детище Богачева, претерпевая креативные модификации, будет и дальше, хоть и в «мутированном» виде, но в руках киберпреступности.
Директор специализирующейся на ИБ компании PhishLabs Джексон, который несколько лет расследовал киберпреступления с использованием ZeuS, в своем недавнем заявлении особо отметил: «Мне кажется удивительным, что Богачёву удалось создать инструмент, который за время своего существования нанёс ущерб на миллиард долларов, и при этом избежать ответственности, несмотря на все предпринятые для этого меры. Думаю, всё это не закончится, пока его не посадят».