За последние два года количество жителей Челябинской области, дистанционно управляющих своими счетами, выросло в пять раз. Значительный рост числа пользователей системами ДБО различных банков отмечают во всех регионах. По оценкам аналитиков, оборот интернет-банкинга в России в 2014 году увеличился на 35% до 1,14 трлн руб. Сегмент мобильного банкинга вырос примерно на 40% до 15 млрд руб. При этом эксперты предупреждают о росте активности хакеров и появлении различных мошеннических схем по отъему денег у граждан.

С 2013 года на Южном Урале число клиентов банков, которые использовали возможность дистанционно управлять своими счетами, выросло многократно. По словам начальника отдела платежных систем и расчетов отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка РФ Людмилы Паниной, эта цифра с 2013 года увеличилась в пять раз, сообщает агентство «Челябинск Сегодня». На 1 января 2015 года больше 2 млн банковских счетов (16% от общего числа) могли управляться дистанционно. Как отмечают банковские эксперты, системами ДБО преимущественно пользовались юридические лица. Было подключено и использовалось 52,5% работающих счетов. В отношении физических лиц эта цифра значительно меньше и составила 15,4%. Наиболее активными пользователями интернет-банкинга стали южноуральцы от 18 до 35 лет.

Как отмечают специалисты, сегодня можно говорить о действительно активном развитии дистанционных сервисов. С помощью интернет-банкинга можно совершать коммунальные платежи, узнавать информацию о налоговых задолженностях и штрафах, подавать заявку на кредит или оформить быстрый вклад. Главное — не выходя из дома. При этом основной задачей банка является не столько удобство онлайн-сервисов, сколько их безопасность. Сотрудники банковских структур утверждают, что в большинстве кредитных организаций Южного Урала не замечено мошеннических действий при работе с системами ДБО. Однако полицейская хроника говорит об обратном. Так, в конце апреля появились сообщения о задержании в Челябинске 5 хакеров. Их подозревают в крупномасштабном хищении средств клиентов «Сбербанка». Хакерам предъявлены обвинения по ст. 158 и 273 УК РФ. По оценкам МВД, сумма предотвращенного ущерба клиентам банка по предварительным оценкам составляет более 50 млн рублей.

По словам Людмилы Паниной, риски при использовании любой банковской услуги существуют всегда. Будь то ДБО или расчет наличными деньгами. «Банками предпринимаются все возможные необходимые меры к обеспечению требований информационной безопасности, регулятором которых является ЦБ РФ. Дополнительно проводится разработка своих технологических аспектов, в том числе информационное взаимодействие с клиентами. Рядом банков организуется обучение на сайтах кредитных организаций по основам дистанционного банковского обслуживания, включая демонстрацию видеороликов и консультации специалистов. Кроме того до сведения пользователей доводится информация о возможных рисках и путях их минимизации. В любом случае при использовании дистанционных банковских услуг надо понимать, что клиент сам должен обеспечивать все требования, предъявляемые ему. Это позволит снизить эти риски и воздействие мошенников», — отметила Людмила Панина.

О безопасности счетов клиентов заботятся все уральские банки. Однако специалисты по ИБ отмечают, что то, что создано одним человеком, может быть сломано другим. «Стопроцентной защиты вам никто никогда не даст. Любая система безопасности эффективна настолько, насколько большие ресурсы требуются для ее взлома. Если мошенники не могут ее взломать легко, для этого требуются большие усилия, то это им будет просто экономически не выгодно», — считает управляющий по розничному бизнесу филиала «Южно-Уральский» ПАО КБ «УБРиР» Алексей Осадчих. Его мнение приводит «Деловой квартал» Челябинска. Рост числа пользователей онлайн-банкингом отмечен во всех регионах России. Каждый третий держатель банковской карты Сбербанка в Чувашии пользуется услугой «Сбербанк Онлайн», сообщает сайт «Чебоксары Онлайн». Число активных пользователей интернет-банком с начала года увеличилось на 10 000 и в настоящее время превышает 200 000 человек. Все больше пользователей выбирают мобильную версию «Сбербанк Онлайн», адаптированную для смартфонов и планшетов, —  в среднем доля таких клиентов составляет 15% от общего количества.

В Нижегородской области порядка 50 000 жителей Нижегородской области подключились к сервису «Сбербанк Онлайн» в первом квартале 2015 года, всего этой услугой активно пользуются более полумиллиона нижегородцев, сообщают местные СМИ. По данным сайта ComNews, оборот интернет-банкинга в России в 2014 году увеличился на 35% до 1,14 трлн руб. Сегмент мобильного банкинга вырос примерно на 40% до 15 млрд рублей. Тенденция к значительному росту рынков сохранится и в 2015 году, однако темпы могут снизиться из-за экономического кризиса. Это предварительные оценки агентства J'son & Partners Consulting.

По данным руководителя ИКТ —  и финансовых сервисов агентства Сергея Золкина, в первом полугодии 2014 года платежи через Интернет осуществляли немногим менее 15 млн человек. При этом наибольшее количество людей платили за услуги мобильной связи (65%) и широкополосного доступа в Интернет (25%). Оборот платежей через интернет-банкинг за первую половину 2014 года составил 511 млрд руб., из них 78% пришлось на переводы. Структура оборота мобильного банкинга отличается от структуры интернет-банкинга, поясняет эксперт. Сфера оплаты услуг мобильной связи составляла 25%, при этом наибольшим вниманием пользовались переводы — на них пришлось 32%, говорит он.

По оценкам J&P, в обоих сегментах лидерами по обороту являются Сбербанк, Альфа-Банк и ВТБ24. Абонентская база ОАО «Сбербанк России» на март 2015 года насчитывает 4 млн активных пользователей мобильных приложений и 20 млн активных пользователей онлайн-банкинга. За 2014 год база пользователей интернет-банка «Сбербанк Онлайн» выросла в два раза, клиентская база мобильных приложений —  в 2,5 раза. Число пользователей интернет-банка «Альфа-Клик» увеличилось с более чем 3 млн человек в начале 2014 года до более 3,6 млн в конце года. При этом количество клиентов мобильного банка «Альфа-Мобайл» выросло с более чем 500 000 человек до более 600 000 человек.

На 1 января 2015 года клиентами систем «Телебанк» и «Телеинфо» являлись 2,12 млн человек. В начале 2014 года показатель равнялся 1,65 млн клиентов (рост составил 77,8%).  Если в 2013 году системой «Телебанк» пользовался каждый шестой клиент банка, то на конец 2014 года —  уже каждый пятый пользователь ВТБ24. В 2014 году по сравнению с 2013 годом посещаемость интернет-банка выросла на 20%, проведено на 25% больше операций по оплате услуг, количество денежных переводов выросло в четыре раза. На фоне роста популярности мобильных банковских приложений, Банк России обеспокоен  возросшими случаями кражи денег с мобильных телефонов. В последнее время было зарегистрировано рекордное количество случаев перевода денег с мобильных гаджетов без ведома их хозяев. 

 

Марина Бродская
15 мая, 2015

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию
01.07.2025
«Лидеры рынка уже не ограничиваются точечными инструментами»
01.07.2025
К давлению на Apple подключилась даже нейтральная Швейцария
01.07.2025
АНБ и CISA хотят снизить уязвимость ПО с помощью TRACTORа
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных