
Эксперимент прошел в четырех российских регионах (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), о его результатах сообщает РБК. Посредством эксперимента Минэкономразвития, Минфин и ФНС на практике проверили систему передачи данных касс в налоговые органы в режиме онлайн, с идеей перехода на такую схему обмена информацией выступило Министерство финансов, оно хотело перевести весь бизнес на новую систему к лету 2016 года. В ходе эксперимента бизнес должен был удостовериться, что такой подход ему экономически выгоден. А налоговики — проверить, насколько он технически возможен.
Система оказалась рабочей, следует из доклада ФНС России по итогам эксперимента, пишет РБК. Переход на онлайн-обмен кассовыми данными позволит предпринимателям экономить на каждом кассовом аппарате до 13 000 рублей в год (вместо сегодняшних 17 800 рублей), говорилось в пресс-релизе ФНС, посвященном промежуточным итогам эксперимента в октябре 2014 года. А экономия в масштабах всей страны может составить 32 млрд руб. Переход на онлайн снизил бы расходы, так как бизнесу не пришлось бы ежегодно покупать электронную защитную ленту и платить за обязательное техническое обслуживание кассовых аппаратов, которые можно было заменить на планшеты и мобильные телефоны со специальным ПО. Но эксперимент выявил недостаточную защиту данных. К тому же затраты на внедрение новых технологий могут оказаться выше, чем анонсировали налоговики. На доработку кассового аппарата уйдет 6 тысяч рублей, говорится в докладе. Еще от 1819 до 5296 рублей ежегодно будут стоить услуги дата-центров. Заплатить придется и за защиту информации и доступ каждой кассы к Интернету.
Однако в итоговом докладе налоговики более осторожны в оценках. «Затраты на связь — это копейки», — заверяет федеральный чиновник, входящий в межведомственную рабочую группу по эксперименту. По его словам, самый острый вопрос — это модель защиты информации. Ее должна была согласовать ФСБ, от требований спецслужб будут зависеть и затраты на информационную безопасность: «Нужно ли будет отдельно покупать [ПО], обслуживать, менять, как часто менять». Затраты на импортные оборудование и ПО увеличиваются с ростом курса валют, вырастут расходы на услуги дата-центров. ФНС России предлагала не сильно шифровать передачу данных, рассказывает другой федеральный чиновник, а ФСБ настаивает на максимальной защите.
По мнению исполнительного директора «Опоры России» и члена межведомственной рабочей группы по эксперименту Андрея Шубина, дело не только в связи, промежуточные звенья в виде дата-центров увеличивают риск изменения данных или их передачи конкурентам. О необходимости обеспечить конфиденциальность передаваемой информации пишет и президент РСПП Александр Шохин в отзыве на проект доклада ФНС, на который ссылается РБК. Однако, несмотря на неочевидный экономический эффект, предприниматели в целом довольны результатами эксперимента. Они освобождаются от ежегодных перерегистраций кассовых аппаратов в налоговых инспекциях, от закупки электронной кассовой ленты. Использование планшетов и смартфонов вместо кассовых аппаратов даст больше возможностей для эффективного управления бизнесом. Но больше всего от нововведений выиграют производители ПО и операторы дата-центров, считает производитель кассовых аппаратов, а «остальным придется подстраиваться».
Главным бенефициаром нового режима может стать бюджет, поскольку именно нежелание раскрыть реальную выручку стало одной из причин отказа бизнеса от участия в эксперименте, говорится в докладе. Отказом ответили 1196 компаний (28% от тех, кому предложили поучаствовать), еще 1652 не ответили на запрос (39% соответственно). Дальнейшую судьбу эксперимента будет решать правительство. Отчет ФНС поступил в аппарат правительства и изучается, говорит представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова. Опыт в целом положительный, отмечает он, но в ходе эксперимента были выявлены определенные технические нюансы, связанные с ИБ.