
Еропейская полиция заявляет, что криптозащита пакетных сетевых данных при передаче в телекоммуникационных и сетевых каналах мешает спецслужбам вести борьбу с терроризмом. В связи с этим, ведомство обратилось к производителям смартфонов, гаджетов и приложений с предложением не использовать усложненную криптозащиту для каналов обмена пользовательскими сообщениями. А у правительств стран континента Европол попросил для успешной борьбы с терроризмом на информационном фронте пересмотреть национальные законодательства, чтобы спецслужбам обеспечивался упрощенный доступ к частной и конфиденциальной информации, передаваемых через телекоммуникационные и сетевые каналы.
В своем недавнем выступлении на телеканале Би-Би-Си глава европейской полиции (Европол) Роб Уэйнрайт (Rob Wainwright) признался, что внедрение криптотехнологий для обеспечения ИБ при передаче частной информации через каналы мобильной связи и Интернет серьезно препятствует спецслужбам выявлять террористов и прочих преступников. «Это стало чуть ли не наибольшей проблемой для полиции и спецслужб, защищающих граждан от террористических угроз, — негодовал Уэйнрайт. — Внедрение шифрования изменило саму суть контртеррористических операций. Раньше мы могли постоянно мониторить все виды коммуникаций на предмет противозаконных действий, но теперь у нас нет такой возможности». При этом глава Европола упрекнул Apple и ряд других технологических компаний в оснащении смартфонов и планшетных компьютеров слишком сложной криптозащитой для пользовательских каналов передачи данных. Кстати, с подачи тех же полицейских Великобритании несколько лет назад Европол с аналогичной критикой обрушивался и на лидера рынка криптотелефонов компанию Blackberry.
Роб Уэйнрайт высказал недовольство также и защищенностью ряда Интернет-каналов для обмена данными. Особенно он отметил так называемый darknet, или — «темную сеть», где пользователи могут действовать анонимно, имея возможность скрываться от полиции. По его словам, сторонники террористической организации ИГИЛ именно через darknet осуществляют поиск и вербовку своих новобранцев. И для этих целей они используют до 50 тысяч различных Twitter-аккаунтов, с которых отправляется до 100 тысяч сообщений в день. В качестве примера Уэйнрайт рассказал, как одной 17-летней девушке, решившей стать «невестой джихада», в блоге предложили все обсуждения проводить только через приложение с шифруемым каналом обмена сообщениями. И это, дескать, помешало полиции получить исчерпывающую информацию о террористах. Чтобы взять под контроль терроризм, по словам главы Европола, назрела необходимость в Европе пересмотреть законодательство с учетом того, чтобы для силовых структур была открыта возможность анализировать контент, имея беспрепятственный доступ ко всей информации в сетевом канале.
Тем не менее, из разоблачений экс-агента ЦРУ Эдварда Сноудена еще в 2013 году было известно, что в распоряжении спецслужб имеются все необходимые средства получения доступа и к защищенным виртуальным частным сетям, VPN, и чатам Facebook, и даже каналам для обмена данными, защищенных криптографическими протоколами. Недавние «сливы» показали, что, благодаря «дыркам» в ПО смартфонов и планшетов Apple спецслужбы имеют доступ к каналам обмена пользовательской информации. Так что, видимо, дело не совсем в беспомощности Европола перед «непробиваемостью» криптозащиты в каналах обмена данными. Представляется, что Европол преследует своим опереточным бессилием несколько иные цели.
В частности, лоббируя законодательное обеспечение деятельности правоохранителей, получающих доступ к любой информации в обход систем ИБ, спецслужбы, во-первых, стремятся значительно сократить расходы на слежку и сбор информации. Во-вторых, наверное, позволят расширить «охват» контролируемого контента, поскольку не нужно будет время на взлом шифрованных каналов. И, таким образом, у Европола и других спецслужб появится беспрепятственный доступ к огромному массиву текущей частной и конфиденциальной информации от огромной аудитории, что весьма важно для сбора досье на социально активную часть населения и выработки стратегии в нивелировании политическими настроениями. Открытость даже всех каналов обмена информации, скорее всего, к подавлению терроризма отношения не имеет. Особенно если учесть, что за такими террористическими организациями как Аль-Каида или «Исламское государство» изначально стояли спецслужбы США.