
Ситуация вокруг Таджикистана, тесно сотрудничающего с Россией, заметно ухудшается в последние годы. По мнению таджикских спецслужб, часть внутренней оппозиции активно ищет возможность спровоцировать в стране политический кризис и, как в Сирии, Ираке, Украине и других странах, загнать страну в жернова «цветной революции». Вовлечение новых активистов проводится преимущественно через социальные сети и интернет-общение в блогах. Именно поэтому таджикские спецслужбы уделяют повышенный интерес к распространению информации в киберсфере, нередко при этом прибегая к помощи российских коллег.
Что бы ни говорили, но таджикская молодежь активно использует Интернет, именно оттуда, а не из традиционных книг и газет, черпая информацию о «текущем моменте» и именно через соцсети расширяя круг своего общения. Несмотря на это, в Республике Таджикистан до сих пор не придумана государственная концепции по обеспечению ИБ в киберсфере. Органы госбезопасности Таджикистана зачастую обращаются к опыту российских коллег, у которых по этой части наработан достаточно богатый опыт. Посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов на круглом столе, посвященном контртеррористической деятельности экспертов в Центральной Азии, отметил, что для эскалации сирийского конфликта и притока новых джихадистов сегодня активно используются все современные методы пропаганды, в том числе, через интернет и социальные сети.
Это справедливо подтверждают произошедшая чреда «твиттерных революций» в Сирии, Ираке… Украине и др. странах, когда координация действий «повстанцев» осуществлялась через популярные соцсети. Несколько попыток развить подобный сценарий наблюдалось и в Таджикистане, когда оппозиционные силы с помощью соцсетей, в которых основной контингент составляет молодежь, готовились «свергнуть» президента Эмомали Рахмона. Благодаря действиям спецслужб, которые в рамках ОДКБ взаимодействуют с российскими коллегами, до сих пор удавалось срывать такие злонамеренные планы, ведущие к гражданской войне и дестабилизации ситуации в стране, входящей в ареал интересов России.
Как отметил в своем недавнем выступлении генсек Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа, Россия не откажется от содействие таджикским властям для обеспечения ИБ в киберсфере. Тем не менее, подготовка «цветной революции» в Таджикистане проводится сегодня, прежде всего, с использованием Интернета и соцсетей. Яркий пример —деятельность движения «Группа 24», которое было создано при поддержке ОАЭ оппонентом президента Эмомали Рахмона — Умарали Кувватовым. В социальных сетях на протяжении ряда лет распространялись призывы к борьбе с действующей властью, после свержения которой он обещал, что в республике появятся фантастические возможности и широкое признание Таджикистана за рубежом. В tj-зоне Интернета, как грибы после дождя, в 2014 году «вдруг» появились десятки оппозиционных ресурсов. Через соцсети шла организационная работа по подготовки «народного выступления».
Спецслужбы Таджикистана, обнаружив повысившуюся активность оппозиции в социальных сетях, среагировали достаточно оперативно. Чтобы сорвать планы организаторов переворота, власти потребовали от интернет-провайдеров немедленно заблокировать доступ к более чем 200 сайтам, среди которых были Facebook, «ВКонтакте», YouTube, а также ряд российских новостных сайтов. Из анализа переговоров оппозиционеров в соцсетях таджикским спецслужбам стало известно, что в Согдийской области на севере республики планируются массовые акции неповиновения, не исключая и столкновения с властями. В свяхзи с этим было принято решение на время всю область отключить от интернета.
На удивление оперативно отреагировали на это международные правозащитники из Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) и Европейского парламента (ЕП ), которые на весь мир грозно осудили власти Таджикистана за интернет-блокировку, указав, что это удар по демократии и свободе слова. И уже это показало, какие влиятельные силы готовили тогда выступление. Но власти, таким образом, смогли поломать планы организаторов устроить 10 октября 2014 массовые беспорядки и реализовать сценарий «майдана». На митинг не пришел ни один человек. После этого главного организатора Умарали Кувватова власти объявили в международный розыск, а его организацию «Группа 24» по суду признали экстремистской.
Найдя прибежище в Турции, Кувватов через соцсети активно призывал сторонников расширять ряды таджикской оппозиции в том числе и с помощью Интернета. Правда, на быстрый переворот уже надеяться не приходилось. Для таджикской оппозиции нужен был повод, чтобы консолидировано выступить против власти. И такой повод определенные силы «придумали». Им стало убийство в ночь с 5 на 6 марта в Стамбуле лидера «Группы 24» Умарали Кувватова. Соцсети Таджикистана в одночасье наполнились призвами отомстить режиму Рахмона и добиться смены власти.
Спецслужбы Таджикистана в принципе были готовы к такому сценарию. И прежде всего через такие социальные медиа-платформы как Vkontakte, YouTube, Facebook предупредили граждан республики, что за пропаганду экстремизму или терроризма, за призывы к свержению законной власти каждый несет персональную ответственность. Сработало, и искусственно поднимаемую протестную волну удалось погасить призывами к порядку. Но сработает ли это в следующий раз? Очевидно, что сторонники политической дестабилизации Таджикистан не успокоятся и впредь. Власти сегодня должны принимать эффективные меры для обеспечения внутренней стабильности республики, начиная с принятия государственную концепцию по обеспечению ИБ в киберсфере, и выработке эффективной стратегии противодействия информационной войне и «твиттерной революции».