
После проведенной реструктуризации обновленное ЦРУ взяло курс на усиление своего контроля над киберсферой. Теперь первостепенные задачи главенствующей спецслужба США будут связаны с проведением активной разведдеятельности в киберсфере, и, прежде всего, в социальных сетях. По словам директора ЦРУ Джона Бреннана, социальные сети в качестве инструмента информационной войны дают боевикам возможность успешно планировать, организовывать и проводить теракты в различных уголках планеты. Вопрос лишь в том: не скрывается ли за благородной целью поиска в интернете террористов стремление США оккупировать киберпространство для реализации своих геополитических интересов.
Выступая 13 марта в Нью-Йорке, директор ЦРУ Джон Бреннан заявил: «Новые технологии помогают таким организациям, как «Исламское государство» в координации при подготовке операций, пополнении своих рядов, распространении пропаганды и призывам к сторонникам во всем мире совершать действия от их имени». При этом шеф крупнейшей разведслужбы мира отметил, что угроза терроризма приобрела экстерриториальный характер, и теперь «инцидент в одной части мира может мгновенно дать импульс реакции за тысячи миль от него», а «экстремист-одиночка может узнать в Интернете, не выходя из дома, как планировать нападение». Учитывая такие тренды, ЦРУ активно перестраивает свою внутреннюю инфраструктуру с таким расчетом, чтобы ключевым звеном в работе агентства стал Директорат цифровых инноваций (Directorate of Digital Innovation, DDI), который отвечает за весь спектр задач в киберсфере. Теперь обязательным атрибутом планируемых операций ЦРУ, по требованию Джона Бреннана, стал мониторинг киберсферы, а также оценка киберактивности выбранных для разработки мишеней, учитывая такие факторы как вербовка иностранных чиновников, идентификация целей ударов беспилотников или проникновение в сетевые ресурсы такого врага, как террористическая организация ИГИЛ.
Стремясь полностью держать социальные сети «под колпаком», ЦРУ разрабатывает новые методики контроля процесса обмена данными и сообщениями. Для этого разведведомство закупает самые передовые технологии и оснащенные мощным дешифровальным инструментарием аппаратные комплексы, способные отслеживать многоязычный контент. В обязанности IT-профессионалов подразделения DDI входит кибершпионаж и сетевой мониторинг огромного массива ресурсов. Cотрудники АНБ США, которые в области кибершпионажа наработали достаточно большой практический опыт, помогают коллегам из ЦРУ. Уже даже имеются первые успехи сетевого внедрения. По словам Бреннана, лидеры ИГИЛ, используя кибертехнологии, рекрутируют наемников из разных стран мира для участия в террористических операциях на территории Сирии и Ирака. При этом идеологи боевиков, «романтизируя свои цели», распространяют через интернет различные «франшизы терроризма».
Свою стратегию «погружения в сети» ЦРУ пытаются представить мировой общественности как добродетель планетарного масштаба. Дескать, без глубокого мониторинга киберсферы и сетевой профилактики проявлений терроризма ситуация может выйти из-под контроля, и тогда боевики, используя интернет, сорганизуются и начнут совершать в различных частях света массовые преступления. Директор ЦРУ Джон Бреннан сформулировал это так: «Мы должны лучше понимать, что происходит на улицах. И именно поэтому наблюдение за информацией в социальных сетях и другие методы позволят лучше понять «погодные условия» в стране, которая может быть предрасположена к шторму».
На самом деле дело обстоит несколько по-другому. Первейшая задача ЦРУ – обеспечивать национальную безопасность США. Неплохо бы вспомнить историю Аль-Каиды, или — террористической организации «Исламское государство», за которыми стояло то же самое ЦРУ. Иначе говоря, под благовидным предлогом спецслужбы США с еще большим размахом, чем скандально известное АНБ, будут добывать в киберпространстве и иные ресурсы информацию, в том числе и о террористах, чтобы использовать ее именно в геополитических интересах США. И это могут быть теракты, кровопролитные столкновения, разрушительные «цветные революции» в тех или иных точках на карте. И для таких подозрений имеются все основания. Через новейшие программные и аппаратные фильтры будет прогоняться частная жизнь простых граждан, выуженная из сетей.
Как стало известно из разоблачений экс-агента ЦРУ Эдварда Сноудена, на основе таких данных в огромных серверных залах формируются постоянно пополняемые досье. Принимая в расчет фактор геополитических интересов США, можно с большой долей вероятности утверждать, что даже в случае внедрение ЦРУ в киберканалы того же ИГИЛ террор не только не прекратится, но, возможно, примет еще больший размах.