Российская ассоциация электронных коммуникаций занялась просвещением пользователей глобальной Сети и разрабатывает рекомендации для взрослых и школьников по безопасной работе в интернете. Специалисты предлагают Роскомнадзору и Министерству образования ввести в школе дополнительные уроки и читать лекции, которые бы способствовали формированию основ информационной безопасности у школьников и их родителей.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) при участии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) разрабатывает рекомендации для пользователей по поведению в интернете, говорится на сайте организации. Член комиссии по развитию детского интернета РАЭК Андрей Воробьев сообщил, что будут созданы методические рекомендации, обсуждение проходит на площадке Роскомнадзора. Для каждой из трех групп − дети, родители и педагоги − будет разработан свой тип рекомендаций, в каждой из которых будут освещаться самые разные аспекты работы в интернете: от технического устройства сети до всех видов опасности, которые там встречаются.

По словам Воробьева, Роскомнадзор выступает в качестве эксперта при создании раздела, который касается области персональных данных пользователя. В РАЭК считают, что рекомендации по поведению в интернете могут быть использованы в сфере дополнительного образования, факультативные занятия можно проводить раз в год или в полугодие. Готовый свод рекомендаций может быть опубликован в мае 2015 года, чтобы педагоги могли использовать их в новом учебном году.

По данным газеты «Известия», РАЭК просит ввести в школьную программу новый предмет — «Основы информационной безопасности». На нем ученикам расскажут, какие данные не стоит публиковать в соцсетях, как защитить компьютер от вирусов и как себя вести, если ты стал объектом травли в глобальной Сети. Ассоциация предлагает ввести обучение по кибербезопасности с 5 класса. В то же время авторы обращения отмечают, что ради включения нового предмета в обязательный курс потребуется сократить часы, выделенные на основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), а также организовать профильные кафедры в педагогических вузах страны.

Как пояснил «Известиям» автор обращения, сопредседатель комиссии по киберпреступности РАЭК Илья Сачков, необходимость введения отдельной дисциплины объясняется насыщенностью уже существующих уроков информатики. Он отметил, что вопросы гражданской обороны, традиционно изучаемые на ОБЖ, сегодня далеко не так актуальны, как информационная безопасность. Практически все инциденты, связанные с компьютерным мошенничеством, происходят из-за элементарного неумения пользоваться компьютерами и незнания основ безопасности. По словам инициаторов обращения, школьникам необходимо знать, как избежать заражения вирусами компьютеров и что такое киберпреступность. В первую очередь, должны быть изучены основные угрозы информационной безопасности, которые приводят к потере информации и денежных средств.

По данным статистики, количество кибермошенников постоянно увеличивается, согласно данным ассоциации более 80% школьников активно использует интернет, следовательно, они становятся легкой добычей для преступников. Только 19% детей выходят в сеть под контролем взрослых. Многие родители не придают вопросам ИБ должного внимания, однако подобная халатность может стать причиной передачи личной информации незнакомым лицам, которые ее могут использовать в собственных целях.

Внедрение новой дисциплины станет своего рода профилактикой и, несомненно, принесет в будущем положительный результат. По словам опрошенных «Известиями» экспертов в области ИБ, появление нового предмета необходимо. Вводные уроки по кибербезопасности стоит проводить, начиная с начальной школы, как это происходит в Европе. В отдельную тему необходимо выделить разъяснение тех угроз, которые ожидают пользователей в информационном пространстве, как то слежка за пользователями через мобильные устройства, установка платных приложений и пр.

Министерство образования сообщило, что аналогичные дисциплины уже внедрены в учебный процесс, учебные программы по ОБЖ и информационным технологиям уже содержат элементы основ ИБ. Также в октябре 2014 года в российских школах был проведен единый урок по безопасности сети интернет при поддержке Совета Федерации. В ведомстве обещают более детально рассмотреть предложение коллег из РАЭК, как только оно будет получено. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что пока не будут разработаны стандарты и программы, вводить новый предмет нельзя, существует и проблема нехватки педагогов, необходимо создать педагогическую и учебно-материальную базу.

Между тем по программам, разработанным «Лигой безопасного интернета», уже проводятся экспериментальные занятия в рамках уроков ОБЖ и информатики в ряде школ в Ульяновской, Псковской, Костромской и Московской областях. Для учеников младшей школы подготовлены красочные учебные пособия, в которых рассказывается об устройстве компьютера, о том, на каких ресурсах стоит получать информацию, а где нет.  В средней школе особое внимание уделяется методам и способам работы с информацией, как тот или иной ресурс может повлиять на психику человека. Упор делается на онлайн-игры и на то, как не стать жертвой злоумышленников и избежать интернет-зависимости. Старшеклассников учат способам защиты информации и правилам пользования публичными сетями Wi-Fi.  Уровень опасности киберсреды только за 2014 год вырос практически вдвое. При этом, по оценкам РАЭК, общий ущерб, нанесенный компьютерными мошенниками россиянам за прошлый год, превысил 100 млн рублей.

Марина Бродская
2 марта, 2015

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

02.07.2025
Сотрудникам Microsoft не уйти от использования ИИ. Как и всем остальным…
02.07.2025
Полицейские констатируют резкий рост киберпреступности в Африке
02.07.2025
Мнение: Один «суверенный» процессор обойдётся в 5 млрд рублей
02.07.2025
Количество атак ClickFix выросло шестикратно за полгода
02.07.2025
Мигранты в США играют с «таможенниками» в киберпрятки
02.07.2025
Греф — о цифровом рубле: Я не понимаю, зачем он нужен
02.07.2025
ФБР помогла парижской службе BL2C в поимке четырёх хакеров
01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных