Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов разработал законопроект, которым предлагается ввести в Уголовный кодекс РФ новый квалифицирующий признак — использование дипфейк-технологии (deepfake).
Изменения предлагается внести в статьи «Клевета», «Мошенничество», «Кража», «Вымогательство», «Мошенничество в сфере компьютерной информации», «Причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием», сообщает ТАСС.
Согласно законопроекту, клевета, совершённая с использованием изображения или голоса (в том числе фальсифицированных или искусственно созданных) потерпевшего, а также с использованием его биометрических ПДн, наказывается штрафом в размере до 1,5 млн рублей либо лишением свободы на срок до двух лет. Если речь идёт о мошенничестве с использованием такой технологии, то за это может грозить штраф до 400 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до шести лет.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что развитие компьютерных технологий привело к расширению возможностей по созданию видео- и аудиоматериалов на основе образцов изображений и голоса гражданина, «искусственно воссоздающих несуществующие события». Такие подделки практически невозможно отличить от реальности неспециалисту. Те же технологии позволяют воспроизводить и иные биометрические ПДн.
Нилов пояснил, что изображение гражданина или его голос в различных ситуациях могут как относиться к биометрическим ПДн, используемым в целях идентификации гражданина, так и не иметь такого статуса. В связи с этим предлагается выделить их в отдельную категорию.
В официальном отзыве правительства на законопроект говорится, что в отраслевом законодательстве не урегулированы вопросы использования технологий подмены личности. Поэтому введение предлагаемого регулирования в уголовное законодательство не представляется возможным из-за отсутствия корреспондирующих норм материального законодательства, что влечёт существенные риски формирования некорректной правоприменительной практики. В пояснительной записке не содержится статистических и иных данных, свидетельствующих об общественной опасности криминализируемых деяний, поэтому невозможно сделать вывод о повышенной степени общественной опасности использования «дипфейков», заключили в правительстве.
Ярослав Нилов сообщил, что законопроект будет внесён в Госдуму с учётом доработки и корректировок.