
Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Александр Шойтов сообщил, что около 90% рынка кибербезопасности в России сегодня занимают отечественные продукты. Ещё в январе 2022 года этот показатель составлял 60%. Опрошенные эксперты подтвердили такую статистку и указанный тренд на импортозамещение.
«Действительно, мы можем утверждать, что наши заказчики активно внедряют отечественные решения по кибербезу, отказываются от зарубежных аналогов. Доля отечественных решений в их портфелях, по нашим оценкам, составляет около 90%. Некоторые заказчики, в том числе с нашей помощью, уже смогли полностью перейти на российский софт. Поэтому цифра 90%, на наш взгляд, отражает текущую реальность в части импортозамещения у субъектов КИИ. Остальные 10% до конца года определенно завершат запущенные на текущий момент проекты по импортозамещению», — высказал своё мнение директор технического дивизиона «Кросс технолоджис» Андрей Маклаков.
По его словам, для незначимых субъектов КИИ — тех, кто не попадает под действие закона о КИИ — доля отечественных средств защиты информации не такая большая, но тенденция её увеличения, несомненно, есть.
По опрошенным компаниям, у которых основная специализация информационная безопасность рост оборота составил +70% в 2022 году, говорит главный аналитик РУССОФТ Дмитрий Желвицкий. При этом показатель экспорта не изменился, значит, большой рост обеспечил только внутренний рынок, отмечает он.
«По крупным компаниям, которые не участвовали в опросе, но объявили публично итоги года, рост не меньше. На 2023 год ожидается рост поменьше — +23%, но при большом росте экспорта», — констатирует Желвицкий.
«У нас нет точных процентных данных присутствия на национальном рынке кибербезопасности именно российских продуктов, однако то, что в импортозамещении наблюдается значительный прогресс — очевидно, — считает первый замгендиректора Infosecurity a Softline company Сергей Пыжик. — Несмотря на то, что некоторые отечественные продукты все ещё могут уступать иностранным аналогам, они играют ключевую роль в обеспечении информационной безопасности в стране».
Тренд роста доли российских продуктов на рынке обусловлен рядом факторов, объясняет он. Во-первых, санкции, наложенные на Россию, побудили страну к активному развитию собственных решений в области кибербезопасности. Во-вторых, несмотря на то, что некоторые отечественные продукты могут уступать зарубежным аналогам, они удовлетворяют основные потребности рынка, обеспечивая защиту информации и сетевых систем.
«Если текущая внешнеполитическая повестка сохранится, доля отечественных продуктов на рынке кибербезопасности России продолжит увеличиваться. Важно, однако, не упускать из виду мировые тенденции и инновации в области кибербезопасности, чтобы оставаться конкурентоспособными», — подчёркивает Пыжик.