Так охарактеризовал нынешнюю ситуацию на банковском рынке председатель правления банка Тинькофф Оливер Хьюз в ходе онлайн-конференции «Банки в новой реальности: вызовы и взгляд в будущее», организованной 14 мая компанией Frank RG.
Он поделился своей точкой зрения на положение, сложившееся в результате пандемии и на то, каким он видит бизнес банка в ближайшие месяцы. Оливер Хьюз отметил, что благодаря работе большей части коллектива в облаке и до пандемии, банк в настоящее время чувствует себя весьма комфортно.
13 мая Тинькофф Банк анонсировал промежуточные сокращённые консолидированные финансовые результаты по МСФО за 3 месяца. Оливер Хьюз назвал их «хорошими, несмотря на создание больших резервов согласно МСФО 9».
В первом квартале 2020 года банк показал высокие результаты, несмотря на беспрецедентные трудности, с которыми столкнулись клиенты Тинькофф и потребители в России из-за пандемии COVID-19. «Наша чистая прибыль выросла на 26% до 9,0 млрд рублей», – отметил председатель правления банка Тинькофф.
При этом в банке пока нет чёткого понимания того, как ситуация будет развиваться в дальнейшем, именно поэтому организация предпочитает занимать в настоящее время более консервативный подход в бизнесе. В большей степени речь, конечно, идёт о физических лицах.
«Я не думаю, что общий кредитный портфель будет расти в ближайшее время, – сказал Оливер Хьюз. – Ситуация вряд ли изменится, если, конечно, не случится пресловутый отскок осенью. К сожалению, это маловероятно. Почему мы думаем, что безработные трудоустроятся к осени, я не понимаю».
Модератор конференции генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов отметил, что, без сомнений, с точки зрения технологий, банк готов к подобному кризису лучше других, а может быть даже лучше всех, поскольку банк изначально был цифровым и цифра – это его генетика. Поэтому с точки зрения сервиса работа на удалёнке банк не пугает. «Насколько ваша бизнес-модель оказалась подготовленной? Всё-таки вы работаете в рисковом сегменте или относительно рисковом – это беззалоговое кредитование, это малый и средний бизнес, который сейчас пострадал больше других. Насколько данная модель оказалась устойчивой и как вы с ней себя чувствуете?», – такой вопрос модератор конференции адресовал председателю правления банка Тинькофф.
«Я бы сказал, что цифра – это наш остов, а данные – это наш ДНК, – подчеркнул Оливер Хьюз. – Мы действительно оказались очень хорошо готовы. Большинство наших коллег и так сидят в облаке, и поэтому не было проблемы, чтобы перевести оставшуюся часть штата в облако. Я сам удивился, насколько это гладко и быстро произошло. Нашей задачей было сделать так, чтобы для клиентов не возникало никаких проблем. Так и получилось. Поэтому мы чувствуем себя очень комфортно и главное – мы растём. При некотором замедлении в кредитовании, причины которого очевидны, в других областях мы растём». Происходит это в том числе и за счёт некредитного бизнеса банка.
«За последние годы изменилась структура наших доходов», – отметил Оливер Хьюз. В настоящее время основными драйверами роста является несколько направлений – это Tinkoff Black, Тинькофф Бизнес, Тинькофф Страхование, онлайн-эквайринг, много других комиссионных бизнесов, то, что объединено общим названием лайфстайл-услуги.
«А в таком направлении как Тинькофф Инвестиции у нас просто космический рост», – рассказал Оливер Хьюз. Количество брокерских счетов выросло более чем на 600 000 с начала года (общее число счетов достигло 2,0 млн), приток средств клиентов в апреле составил рекордную сумму – 23 миллиардов рублей. По итогам апреля Тинькофф Инвестиции уже пятый месяц подряд лидирует по количеству активных клиентов, подключённых к торгам и совершающих операции на Московской бирже.
«У нас очень много источников роста, – резюмировал председатель правления банка Тинькофф. – Сейчас 11 миллионов клиентов находятся в экосистеме, и мы знаем, как вырасти до 20 миллионов. Мы прекрасно себя чувствуем и это наше время».