Эксперты обсудили финансовую грамотность и перспективы её развития в России

Эксперты обсудили финансовую грамотность и перспективы её развития в России

На прошедшей недавно пресс-конференции «Финансовая грамотность в регионах России: устранить «белые пятна», использовать опыт лидеров» обсуждались многие вопросы, в частности, почему нужно и важно каждому человеку получить знания по финграмотности, как обстоят дела в регионах и кто такие волонтёры финансовой грамотности.


  
Кому и зачем нужна финансовая грамотность

В ходе обсуждения поднялся вопрос о том, что сейчас нет ощущения, что большая часть населения заинтересована в информации по финансовой грамотности. Однако выступавшие спикеры отметили, что финансовая грамотность влияет не только на развитие самого человека, но и на развитие экономики в регионе, да и во всей стране в целом.

Такого мнения, например, придерживается губернатор Орловской области Андрей Клычков. «Сегодня финансовая грамотность — это окно больших возможностей. И мы должны ими воспользоваться для решения задач, стоящих перед регионом и страной в целом», — отметил он.Схожую точку зрения высказала и депутат Госдумы Ольга Пилипенко, отметив, что «финансовая грамотность непосредственно оказывает влияние на развитие экономики региона и развитие экономики вообще в стране, потому что знания — это неотъемлемая часть экономики». Также она сказала, что финграмотность является средством для повышения предпринимательской активности, особенно в молодёжной среде. Однако далее в её выступлении был сделан акцент не на бизнес, а на каждого гражданина. По ее словам, все владельцы пластиковых карт и счетов в банках могут подвергнуться кибермошенникам. Депутат не исключила и человеческий фактор — простые ошибки, которые могут сделать всё, неправильно набрав номер банка или телефона при переводе денежных средств. «Обучение финансовой грамотности предусматривает как раз ещё один аспект — обучение правильного ведения операций в цифровой среде, в своих личных кабинетах, с пластиковыми картами, отслеживание своих доходов, построение траектории накопительных систем или автоплатежей», — сказала Ольга Пилипенко.

Профессор РАНХиГС Вениамин Каганов отметил, что финансовая грамотность на всю жизнь и она должна руководить действиями каждого. Председатель Наблюдательного совета Ассоциации развития финансовой грамотности Анатолий Гавриленко также добавил, что развитие финграмотности не только помогает бизнесу, но и воспитывает человека. «Здесь очень важно нравственное воспитание, потому что никакие знания ничего не стоят, а наоборот превращаются во зло, если не будет нравственного воспитания», — сказал он. Вопрос воспитания затронула и заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская, отметив, что появляется новый потребитель, который понимает свои цели, задачи и способен при помощи  финансовых инструментов получить грамотное сопровождение своей деятельности. «Это та базовая компетенция, необходимая человеку в условиях современного экономического и быстро обновляющегося мира», — сказала она.  


  
А что регионы?

По словам директора Ассоциации развития финансовой грамотности Андрея Паранича, они изначально делали акцент на то, что информация по финансовой грамотности должна распространяться по всей территории страны, а не только в границах Москвы и Московской области. «Мы понимаем, что москвичи достаточно избалованы информацией по финансам, поскольку большинство финансовых организаций находится именно здесь. А вот в регионах чувствуется огромный недостаток информации, связанный с тем,  как пользоваться деньгами, как прогнозировать своё состояние на будущее, как вести себя в различных ситуациях, в том числе когда в экономике неспокойно. Поэтому большое количество мероприятий мы проводим не в Москве, а на территории других регионов, в других городах», — сказал он.

В прошлом году при участии Ассоциации развития финансовой грамотности прошло порядка 10 тысяч различных мероприятий за пределами Москвы и Московской области. Большую часть этих мероприятий проводили волонтёры, но и сами представители Ассоциации лично участвовали во многих из них. Андрей Паранич объяснил личное участие тем, что в регионах ощущается нехватка личного контакта с профессиональными финансистами. Большое количество информации можно найти в интернете, есть различные учебники по финансовой грамотности, а вот задать вопрос профессиональному финансисту возможности нет.

«Министерство науки и высшего образования обращает внимание на то, как сегодня продвигается по регионам и территориям идея финансовой грамотности, потому что именно она позволяет сделать все наши проекты по развитию малого и среднего бизнеса, проекты, связанные с трудоустройством, проекты, связанные с поиском себя в новых экономических условиях», —рассказала Марина Боровская.

Она также отметила, что министерство видит успех в тех регионах, где программа финансовой грамотности понятна и активно внедряется — появляется и развивается малый и средний бизнес. Но заинтересованность во всё большем количестве городов России остаётся, чтобы их проекты тиражировались и распространялись на большее количество субъектов. 

В свою очередь, Андрей Клычков рассказал про включенность Орловской области в развитие финансовой грамотности. За прошлый год в регионе провели более 130 мероприятий для школьников и студентов, около 160 педагогов, в том числе из сельской местности, прошли подготовку по специализации «Финансовая грамотность» для внедрения её у себя в образовательные программы. Кроме того в 2019 году Орловская область вошла в восьмёрку пилотных регионов страны для реализации проекта Ассоциации волонтёрских центров по финансовому просвещению. Проект реализуется в рамках трёхстороннего соглашения, заключённого между Банком России, Федеральным агентством по делам молодёжи и Ассоциацией волонтёрских центров. «Сегодня именно волонтёрская деятельность и образовательная составляющая могут быть дальнейшим драйвером развития», — сказал Андрей Клычков.


  
Волонтёры финансовой грамотности

«Волонтёрская программа является одной из ключевых программ Ассоциации развития финансовой грамотности. Как правило, волонтёры — это студенты, мотивированные, готовые делать добро, имеющие на это силы и определённое время», —  сказал Вениамин Каганов.

Андрей Паранич назвал три категории волонтёров, и студенты далеко не на первом месте. В первую очередь волонтёры — это профессионалы финансового рынка, которые хорошо владеют темой и хотят донести свои знания до других людей. Он тут же отметил, что речь идёт не о продвижении услуг той или иной финансовой организации, а именно о просветительской работе. «В работе Ассоциации большое внимание уделяется именно контролю за работой таких волонтёров, чтобы действительно не допустить искажения подачи информации в ту или иную сторону», — уточнил Андрей Паранич.

Второй категорией волонтёров он назвал бывших работников финансовых организаций, которые вышли на пенсию, но по-прежнему обладают большим количеством знаний, которые не устаревают со временем. Например, к таким знаниям можно отнести основные принципы функционирования финансовых рынков.

А вот уже третью категорию волонтёров составляют студенты, которые хотели бы помочь. «Таких людей тоже очень много. У нас на сайте зарегистрировано как минимум 500 человек из числа студентов, которые хотели бы работать в направлении повышения финансовой грамотности населения. Но здесь есть противоположная проблема с финансовыми знаниями. Перед тем как мы будем готовы таких ребят допустить к работе с населением, мы должны провести глубокое обучение таких волонтёров. И в дальнейшем будем привлекать их к реальной работе с целевыми аудиториями», — сказал Андрей Паранич.


  
Образование

Ещё одним из аспектов для обсуждения стал и вопрос образования, точнее внедрения финансовой грамотности в образовательные программы не только экономистов, финансистов и связанных профессий, но и во все специальности.

Марина Боровская в своём выступлении отметила, что проект финансовой грамотности активно поддерживается кредитными организациями, что привело к изменениям и в образовательных процессах. Стало появляться больше финансовых кафедр, которые поддерживают реальные компании, кредитные и финансовые организации. По её словам, когда молодые люди видят, что их знания, умения и навыки имеют прикладное применение и что у них есть перспектива получить работу в сотрудничающей с кафедрой кредитной организации, они активнее подключаются к просветительской работе в части финансовой грамотности.

«Поэтому мы как Министерство заинтересованы в том, чтобы эти образовательные программы были обязательной частью подготовки специалистов во всех направления, в том числе, нас интересует экономика. Потому что подготовка таких специалистов сопровождается погружением в новые технологии», — сказала Марина Боровская.

Также она рассказала, что модуль финансовой грамотности, инициированный министерством совместно с МГУ в 2018 году, у бакалавров и специалистов введён как обязательный элемент обучения во всех высших образовательных учреждениях. Однако это направление нашло своё отражение и в организациях среднего профессионального образования, и в школах. «Это совместный проект власти, бизнеса, системы образования, который мы должны продолжать», — заключила Мария Боровская.

Источник: BIS Job

20 марта, 2020