Благодаря ему «Яндекс» в ближайшее время серьёзно нарастит долю на российском рынке поиска и обгонит Google и на Android-гаджетах, и на iPhone.
Исходя из прогноза аналитиков Bank of America Merrill Lynch (BofA), влияние на позиции «Яндекса» в поиске на мобильных устройствах станет даже более существенным, чем итоги разбирательства в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) против Google в 2017 году, когда российская компания получила право договариваться с дистрибуторами о предустановке приложений на устройства с Android.
«Антияблочный закон» вступает в силу 1 июля. В январе ФАС представила концепцию и график предустановки ПО. Производители электроники просят об отсрочке вступления норм в силу.
Сейчас доля пользующихся поиском «Яндекса» со смартфона – 41,5% на iOS и 55% на Android. К 2024 году эти показатели могут вырасти до 56% и 57% соответственно, что вкупе с долей поиска «Яндекса» в 69% на компьютерах даст почти в 60% (против 57,5% в 2019 году), ожидают в BofA.
Также по прогнозу, уже в текущем году практически на всех продаваемых в России Android-смартфонах будут предустановлены приложения «Яндекса», с 2021 года они будут и на 95% iPhone.
С учётом нового закона в BofA пересмотрели и вклад поискового бизнеса в справедливую стоимость акций IT-гиганта. Если раньше вклад поиска оценивался в 29,5 долларов в цене каждой бумаги, то теперь – в 33,9. Рост стоимости акции на 4,4 доллара добавил бы к капитализации «Яндекса» 1,44 млрд долларов.
«С их [BofA] точки зрения доля поиска в стоимости бизнеса компании составляет две трети, а с моей точки зрения – пока что все 80%. Она будет оставаться столь же высокой, потому что во всех непоисковых направлениях "Яндекс" работает на высококонкурентных рынках, где его шансы повторить успех поиска и захватить рынок близятся к нулю»,– пояснил аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.
«Уже сейчас инвесторы понимают, что "Яндекс" занимает фактически лидирующее положение в поиске и государство не позволит, чтобы эта доля снизилась», – отметил управляющий партнер фонда Leta Capital Александр Чачава.
При этом идея о предустановке приложений была не следствием продвижения интересов «Яндекса», а «коллективным желанием рынка», уверен основатель LiveInternet, экс-советник президента по вопросам интернета Герман Клименко.