
Специалисты из «Гарда Технологии» провели анализ чёрного рынка баз данных российских банков за 2019 год – более 350 объявлений, размещённых на подпольных торговых площадках и в группах в соцсетях.
Ими были выявлены предназначаемые для продажи данные клиентов банков-лидеров и предложения региональных банков и микрофинансовых организаций.
В продаже находились данные почти 70 млн 65 тыс. клиентов 42 финансовых организаций России. Большая часть не была привязана к регионам и городам. Средняя цена такой информации – около 175 тыс. руб. за 45 тыс. данных клиентов банков. Самыми дорогими оказались уникальные данные из автоматизированных банковских систем, продаваемые «в одни руки». Стоимость одной записи могла варьироваться от 5 руб. до 2000 руб. Стоимость одной записи из отработанной и повторно реализуемой базы – 0,5 руб. и меньше.
За последние годы несколько изменился параметр актуальности продаваемых данных: например, в 2016 году основная часть баз данных попадала в интернет с отставанием на 2-3 года, в 2019 – в основном продавалась свежая информация.
Кроме того, изменилась и схема продажи: раньше продавцами были недавно уволившиеся инсайдеры, а сейчас чаще всего этим занимаются посредники, работающие с несколькими информаторами.
91% баз данных предоставлялись работниками банка, сотрудничающими с продавцами, 8% — посредниками банков (сторонние сервисы или работники банков, работающие на промо-акциях или в мобильных офисах). В этих базах находились ФИО и контактные данные лиц, заинтересованных в услугах банка. 1% информации добывали киберпреступники, эксплуатировавшие уязвимости в банковских системах.