За время существования процедуры исключения из чёрного списка банков было реабилитировано 15 тысяч клиентов. Об этом заявил глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута.
В чёрный список банков попали до 1 млн клиентов, 420 тыс. из которых физлица, остальные – ИП и юрлица.
Центробанк начал формировать списки неблагонадёжных клиентов, которым банки отказали в обслуживании из-за подозрений в отмывании средств и финансировании терроризма, в 2017 году. Банки должны отправлять данные о клиентах в Росфинмониторинг, а регулятор – в ЦБ.
В прошлом году из-за роста числа жалоб на необоснованные блокировки Банк России запустил двухуровневую процедуру реабилитации клиентов из чёрного списка. На первом этапе клиент может оправдаться перед банком, показав документы, подтверждающие необходимость перевода средств. Если банк откажется пересмотреть решение о блокировке, можно обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ и Росфинмониторинге, которая может реабилитировать клиента.
Мамута считает, что механизм реабилитации работает, так как на первом этапе до банков дошло 15 тыс. жалоб, а до комиссии «значительно меньшее количество». При рассмотрении жалоб комиссия около 45% решений принимает в пользу бизнеса, 55% – в пользу банков, рассказал он.