Банк России зафиксировал в последние месяцы резкий подъем несанкционированных операций со счетами клиентов банков

ФинЦЕРТ в отчете за 2018 год отметил резкий всплеск хищений средств с карт физических лиц. Общая сумма составила 1,4 млрд руб., что в 1,4 раза больше показателя 2017 года. Почти треть хищений пришлась по четвертый квартал и 97% атак были проведены с использованием социальной инженерии. Такие данные приводятся в статье, опубликованной издании «Коммерсант».

В начале 2019 года тренд усилился, причем злоумышленники при звонках потенциальным жертвам стали чаще использовать технологию подмены телефонного номера банка (так называемый А-номер) при использовании звонков через интернет. При таких звонках на экране телефона жертвы высвечивается реальный номер банка, а клиенту сообщают о попытке несанкционированного списания средств, называют его ФИО, номер паспорта, остаток по счету и даже последние трансакции.

Для защиты средств клиенту предлагают перевести их на специальный счет, сообщить полную информацию по карте, кодовое слово или данные из СМС. Нередко клиент, сбитый с толку информацией, которую может знать только банк, рассказывает незнакомцу в телефонной трубке все, о чем его просят. И после этого происходит хищение.

Для совершения подобных звонков злоумышленники используют IP-телефонию. Применяя один из протоколов такой связи (SIP-протокол), звонки можно проводить с помощью компьютера, установив специальную программу; через сети Wi-Fi или 3G/4G с помощью SIP-программ для планшетов и мобильных телефонов; используя специальный стационарный SIP-телефон, который включаются в роутер; через обычный телефон, подключив его к VoIP-шлюзу, а сам шлюз — к роутеру. Технология широко используется в обычной жизни. Соединение по SIP-протоколу позволяет, например, организации с несколькими колл-центрами звонить своим клиентам с одного указанного на сайте телефона.

Есть и решения, позволяющие совершать звонок с номера, просто похожего на номер банка. Например, международные звонки с номера +880 (0) 555 5777, который похож на номер колл-центра Сбербанка 8800-5555777, но на самом деле совершается из Бангладеш. Или же звонки с иных номеров 8-800, которые операторы IP-телефонии могут сдать в аренду на срок от одного дня. «Сейчас программы и АТС, позволяющие совершать звонки с подменой А-номера, стали намного доступнее и дешевле, чем ранее», - отмечает директор по безопасности Почта-банка Станислав Павлунин.

Судя по официальным предупреждениям банков (Сбербанка, Райффайзенбанка, Юникредитбанка и т. д.), проблема остается актуальной. Ответственность и усилия по изменению ситуации банкиры хотят разделить с операторами связи.

В пресс-службе МТС сообщили, что «наряду с платформой по проверке вызовов в компании реализован функционал по проверке любой подстановки А-номера или фейковой переадресации». Там добавили, что решение по защите от подстановки 800-номеров уже реализовано в сотрудничестве с банками. Для гарантированной защиты от звонков с 8-800 в МТС скорректировали пропуск международного и междугороднего трафика.

В «Вымпелкоме» сообщили, что совместно с банками «ищут и обсуждают варианты решений», причем технические системы компании «позволяют блокировать звонки с подменными номерами». По словам собеседника, знакомого с ситуацией в компании, техническое решение дорабатывается, в основе его лежит принцип работы платформы «Антифрод» одного из крупных европейских операторов, с банками обсуждаются детали.

В «МегаФоне» заверили, что уже не один год оказывают банкам помощь в защите от мошенничества, связанного с подменой номера на официальную нумерацию банка при звонках клиентам. «Одновременно мы разрабатываем более функциональное решение, которое позволит покрыть и другие методы банковского мошенничества, когда злоумышленники при звонке используют подмену номера. Техническую готовность решения планируем к июлю этого года, о ценах пока говорить преждевременно», - сообщили в компании.

29 марта, 2019

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

10.11.2025
Немкин: Двадцать номеров — это более чем достаточно
10.11.2025
Операция Chargeback раскрыла скамерскую схему на 300 млн евро
07.11.2025
Max возьмёт на себя часть нагрузки МФЦ
07.11.2025
Для отечественных «симок» введут персональный «период охлаждения»
07.11.2025
Google прогнозирует рост числа киберфизических атак в Европе
07.11.2025
Идентификация — главный источник риска для облачных сервисов?
07.11.2025
Как отправить нейросеть на пенсию, не разозлив её — рецепт Anthropic
06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных