По словам главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, Депутаты планируют выступить с инициативой о внесении поправок в закон о национальной платежной системе, запрещающих изъятие средств с неактивных электронных кошельков. Об этом рассказал глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
 
Главная цель нововведений  — сделать невозможным изъятие средств в пользу оператора сервисов электронных кошельков в случае неактивности электронного средства платежа.

В пресс-службе ЦБ сообщили, что, учитывая существующую практику, в случае появления законодательной инициативы по изменению действующих норм регулятор «готов рассмотреть такие предложения в целях усиления защиты прав потребителя».

Причиной беспокойства депутатов и Банка России стали множественные жалобы владельцев электронных кошельков на списание всех средств с неактивного кошелька в пользу его оператора.

Потребители финансовых услуг жалуются на изъятие сумм от 100 до 15 тыс. руб. (максимально возможная для неперсонифицированного электронного кошелька).

Жалобы удалось обнаружить на кошельки «Рапида», Qiwi, «Яндекс.Деньги». Во всех трех случаях изъятие средств было предусмотрено публичной офертой, которая предусматривала изъятие средств клиента при неактивности кошелька. В Qiwi — полгода, в «Рапиде» — год, в «Яндекс.Деньги» — два года. Условие во всех трех случаях было «спрятано» между других пунктов оферты.

Несмотря на жалобы, операторы сервисов не считают данные правила нарушающими права их клиентов. В пресс-службе Qiwi-банка сообщили, что «расходуют свои процессинговые мощности и несут издержки на учет и обслуживание учетных записей, которые не используются».

В пресс-службе «Яндекс.Деньги» отметили, что списание средств не является для клиента неожиданностью — за месяц пользователя информируют о том, что через 30 дней с его кошелька будет списана абонентская плата, избежать списания можно, переведя его в режим «активный», проведя операцию.

В то же время даже взимание драконовских комиссий со «спящих» кошельков не является обязательным условием использования данного средства платежа.

«Мы считаем изъятие средств неактивного клиента неэтичным, хотя это и не является незаконным, у нас средства можно забрать в любой момент»,— отмечает директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе.

По словам Аксакова, законодательно следует ограничить размер комиссий, которые не должны приводить к полной потере средств владельца кошелька.

По словам правозащитников и юристов, столь существенное условие не может быть затеряно среди множества пунктов оферты.

«Необходимо продумать вопрос законодательных поправок, которые выведут существенные условия договора из рамок публичной оферты, которая меняется в одностороннем порядке,— уверена исполнительный директор проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.— Необходимо, чтобы будущий потребитель финансовой услуги четко понимал, что он подписывает». 

21 января, 2019

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию
01.07.2025
«Лидеры рынка уже не ограничиваются точечными инструментами»
01.07.2025
К давлению на Apple подключилась даже нейтральная Швейцария
01.07.2025
АНБ и CISA хотят снизить уязвимость ПО с помощью TRACTORа
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных