
Профессиональный стандарт «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» утвержден в России приказом министерства труда и социальной защиты от 31.10.2018 № 682н. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Как следует из стандарта, основной целью нового вида профессиональной деятельности является консультирование по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни, содействие развитию цифровой грамотности различных групп населения. Цифровой куратор относится к специалистам в области подбора и использования персонала.
Его обобщенные трудовые функции описываются двумя пунктами:
1. Консультирование граждан в области развития цифровой грамотности.
2. Организация и проведение мероприятий по консультированию граждан в области развития цифровой грамотности.
Среди трудовых действий, которые должен совершать цифровой куратор:
ведение непосредственного приема обращений граждан;
электронная коммуникация по обращениям граждан;
поиск и обработка информации, необходимой для проведения консультаций в соответствии с рабочим заданием;
визуальное и дистанционное размещение информации и проведение консультаций;
ведение базы данных граждан, обратившихся за консультацией;
объяснение и демонстрация алгоритма применения ИКТ;
информирование о наиболее типичных угрозах при работе в сети, с использованием средств коммуникации;
информирование об основных методах противодействия информационным угрозам;
проведение опросов и анкетирования по результатам мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности;
разработка программ информационно-просветительских мероприятий по развитию цифровой грамотности различных групп граждан и продвижению услуг консультирования;
проведение диагностики уровня цифровой грамотности обратившегося за консультацией гражданина;
анализ рынка цифровых продуктов и сервисов, цифровой грамотности населения и ресурсов их развития (информационных ресурсов, образовательных и просветительских программ);
организация внедрения современных методов, методик и форм консультирования по вопросам развития цифровой грамотности, распространение позитивного опыта консультирования; и др.
Цифровой куратор должен знать правила деловой переписки и письменного этикета; правила делового общения и речевого этикета; требования к оформлению документации; нормы русского языка; принципы и механизмы работы поисковых систем, функциональные возможности популярных сервисов поиска. Ему необходимо знать законодательство Российской Федерации в области интеллектуальной собственности, персональных данных, виды и основные пользовательские характеристики мобильных устройств; базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Он должен быть знаком с основными онлайн-сервисами по оказанию электронных услуг, порталами государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, предоставляемых с использованием электронных социальных карт, электронных платежей, электронных очередей, электронной приемной. От него требуется знакомство с тенденциями развития информационно-коммуникационных технологий и цифровой грамотности; рынком современных образовательных программ, направленных на развитие цифровой грамотности; направлениями и перспективами развития ИКТ для населения; современными подходами, формами, методами и методиками дополнительного образования и просвещения, особенностями дополнительного образования и просвещения по вопросам развития цифровой грамотности и пр.