BIS Journal №4(31)/2018

29 декабря, 2018

ЕБС набирает высоту

30 июня «Ростелеком» запустил «Единую биометрическую систему» (ЕБС), до конца 2019 году к ней подключатся все российские банки. Использование биометрии будет выгодно и банкам, и пользователям, и государству.

БИОМЕТРИЯ ПОВСЮДУ

Биометрия — это идентификация человека по уникальным биологическим и поведенческим характеристикам. Самые распространенные типы биометрии - отпечаток пальца, радужка глаза, изображение лица и голос. Большинство пользователей уже использует биометрию - почти все новые смартфоны разблокируются отпечатком пальца или снимком лица. Эти технологии используются все чаще в различных отраслях от ритейла до государственных услуг. Главные преимущества набирающей популярность биометрии - удобство для пользователей, выгода и безопасность для бизнеса.

В 2017 году Правительство РФ приняло программу «Цифровая экономика РФ», ее основная цель - развитие цифровых платформ и систем информационной безопасности. «Единая биометрическая система” была разработана в рамках данной программы, это -  цифровая платформа, которая позволяет подтвердить личность человека удаленно по  голосу и лицу. С ее помощью граждане могут оформить кредит или открыть счет в банке, не выходя из дома или из другой страны через интернет. Главная цель системы - повысить доступность услуг, требующих подтверждения личности.

Создать свой цифровой образ уже можно более чем в 120 городах России, с  системой взаимодействует более 70 банков. Согласно ФЗ № 482 каждый российский банк должен быть подключен к системе до конца 2019 года. Тогда граждане смогут зарегистрироваться в любом отделении банка.

На сегодняшний день услугами Единой биометрической системы воспользовались  более 2000 человек, и их количество будет расти вместе с количеством подключенных банков. Тем более, что скоро услуга будет доступна на смартфонах - сначала на Android, а потом и на iOS

ЦБ ОБЯЗАЛ, «РОСТЕЛЕКОМ» ПОДДЕРЖАЛ

По закону к декабрю этого года банки должны подключить к системе 20% своих отделений, к июлю 2019 - 60%, а к декабрю 2019 каждое отделение. Срок довольно короткий, особенно - для банков со множеством отделений, поэтому  «Ростелеком» разработал несколько инструментов, которые помогут банкам регистрировать граждан и подключиться к системе.

Личный кабинет

На портале bio.rt.ru помимо документов и общей информации представители банков  могут воспользоваться личным кабинетом, где описана последовательность действий, необходимых для подключения к Единой биометрической системе (Рис. 1). Если раньше специалистам банков приходилось писать вопросы на почту техподдержки и долго ждать ответа, то теперь сотрудник поддержи быстро отвечает в чате на сайте. В ближайшее время в личном кабинете появится возможность отслеживать статистику зарегистрированных граждан и удаленных идентификацией, а также проводить взаиморасчеты с «Ростелекомом».

Рис. 1. Личный кабинет кредитной организации на портале bio.rt.ru

Модуль «Ассистент» и библиотека контроля качества

Библиотека для контроля качества собранных данных (БКК) проверяет и оценивает собранные в банках образцы до их отправки в Единую биометрическую систему. С помощью бесплатного модуля «Ассистент» можно убедиться, что при фотографировании соблюдены необходимые условия. В режиме реального времени «Ассистент» оценивает наклон головы, углы поворота, освещенность, положение глаз, в некоторых случаях – мимику человека (Рис. 2-3).

Рис. 2. Ошибки фотографии проверяются с помощью модуля «Ассистент»

Рис. 3. Фотография без ошибок. Проверка модулем «Ассистент»

Типовое решение по ИБ

Типовое решение по информационной безопасности позволит банку встроить готовый программно-аппаратный комплекс в инфраструктуру, выполнив большую часть нормативных требований регуляторов (Рис. 4.). Использование типового решения позволит банку не проводить тематического исследования кода программной части криптографической защиты –  исследования входят в типовое решение вместе с настройкой.

Рис. 4. Задачи в области информационной безопасности на этапе сбора биометрических данных

В состав типового решения входит:

Программно-аппаратный комплекс HSM класса КВ 2
Сервер с сертифицированной по требованиям ФСТЭК операционной системой
Межсетевой экран класса 4 по требованиям ФСБ
Система обнаружения вторжений класса Б
TLS-клюз с поддержкой ГОСТ (класса КС3)
Антивирус класса Б2
Аппаратно-программный модуль доверенной загрузки (АПМДЗ)
Специальное программное обеспечения для подписания биометрического образца электронной подписью

Типовое решение будет реализовано в четырех комплектациях: два варианта производительности решения и два типа  отказоустойчивого оборудования.

«Ростелеком» проектирует решение вместе с разработчиками продуктов по информационной безопасности и системными интеграторами, согласовывает его с ФСБ России.

«Ключ Ростелеком»

В мобильном приложении «Ключ Ростелеком» клиенты могут пройти удаленную идентификацию. При обращении в мобильное приложение банка пользователь может выбрать услугу и способ ее предоставления. При выборе удаленной идентификации из приложения банка пользователя «перебрасывает» в «Ключ Ростелеком», где осуществляется сбор и передача видео. Вся работа с биометрией проводится в приложении «Ростелекома», банк только получает результат сравнения биометрических данных с образцом в виде процента схожести видео пользователя с фотографией и записью голоса из шаблона. Таким образом «Ростелеком» снимает с банков часть работы и помогает минимизировать изменение бизнес-процессов в банке.

Персональный аккаунт-менеджер «Ростелекома»

При подключении банка к ЕБС, «Ростелеком» закрепляет за проектной командой банка персонального менеджера, который помогает специалистам банка быстро подключиться к системе.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ БЫЛО ГОТОВО

При создании системы самой большой проблемой стала юридическая легитимация процессов: чтобы юридически подготовить применение биометрии для открытия счетов и кредитов, потребовался год работы «Ростелекома» совместно с Центральным Банком, Министерством цифрового развития, коммуникаций и связи и другими организациями. Было подготовлено множество нормативно-правовых актов, разработан ФЗ № 482, некоторые юридические аспекты до сих пор изменяются и дополняются.

Когда биометрия начнет использоваться в других отраслях, то там также потребуется изменение законодательства.

Еще одна сложность при внедрении биометрии для массовых продуктов и сервисов - психологическое восприятие технологии пользователями. Сейчас, когда люди разблокируют свой смартфон по отпечатку, они воспринимают этот процесс как биометрическую идентификацию, потому что уже привыкли к этому. Когда те же пользователи слышат о биометрии, они испытывают страх перед кражей или подделкой данных. Основная причина такой реакции - простое незнание механики и сути биометрической идентификации. Необходимо некоторое время, чтобы граждане привыкли и приняли новую технологию, поняли механику работы и увидели на практике, что это удобно и безопасно.

БИОМЕТРИЯ КАК КОМПОНЕНТ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ

Биометрическая идентификация используется в различных странах  уже 25 лет. В ЕС, Молдове, Израиле и других странах биометрические данные используются при изготовлении паспортов – так государства борются с терроризмом и другими видами криминала, ведь подделать биометрические данные гораздо сложнее, чем бумажные документы. Если в обычном паспорте преступнику достаточно переклеить фотографию, то для подделки биометрии понадобится целый IT-отдел.

С точки зрения использования биометрии в федеральном масштабе, Индия является безоговорочным лидером. В 2009 году правительство Индии осознало проблему гражданского документооборота - всего у 20% населения были счета в банке, а у большинства жителей не было действующих паспортов. В такой ситуации диджитализация и биометрическая идентификация стали идеальным решением. Государство ввело электронные паспорта, к которым привязана биометрия - AADHAAR. Сейчас в эту базу данных внесено 99,5% взрослого населения страны. Цифры ясно дают понять, что правительство приняло верное решение и прекрасно справилось с бюрократической волокитой - только в 2017 году было проведено 7 миллиардов транзакций с использованием отпечатков пальцев. 200 миллионов людей с низким уровнем дохода смогли воспользоваться банковскими услугами, 93 миллиона - медицинскими. Государство сэкономило 2 млрд долларов на выплате субсидий за счет выявления поддельных карт.

Во всем мире, в том числе и в России, крупные компании используют биометрическую идентификацию для удобства клиентов и оптимизации бизнес-процессов. Amazon сделал бескассовый магазин, в котором клиента распознают по лицу и автоматически определяют продукты, которые он хочет приобрести. В «Тинькофф Банке» определяют личность клиента по голосу, когда он звонит с вопросом. Клиенту даже не надо представляться оператору - программа определяет его самостоятельно и сразу соединяет с нужным сотрудником. Единая биометрическая система вовсе избавит клиентов от необходимости идти в банк или звонить - оформить кредит или открыть счет можно будет прямо со смартфона в любой точке страны и даже за ее пределами. Биометрические технологии становятся логичной частью процесса цифрового преобразования коммерческих и некоммерческих организаций - диджитализации. И каждый участник рынка только выигрывает от такой перестройки. Бизнес автоматизирует процесс и экономит деньги, а клиенты и граждане могут быстро и качественно получать услуги и приобретать товары.

При создании Единой биометрической системы специалисты «Ростелекома» изучали практику использования биометрии в других странах, чтобы использовать лучшие решения и избежать ошибок. Система продолжает развиваться, к ней подключаются новые банки, все больше граждан регистрируются в ней и получают с ее помощью финансовые услуги. В будущем эта система  будет задействована не только в финансовом секторе, но и в медицине, образовании и при оказании государственных услуг. Внедрение биометрических технологий для подтверждения личности  сделает жизнь людей лучше и комфортней, а государственные и коммерческие услуги доступнее

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных