7 ноября, 2012, BIS Journal №4(7)/2012

Сегодня подмастерья, а завтра мастера


Северный Владимир

Коррепондент-обозреватель (BIS Journal)

Путь в первоклассные специалисты по защите информации начинается с младших классов обычной средней школы

Конкурируя за хороших специалистов по защите информации, банки и другие финансовые организации ищут их уже среди студентов вузов, обучающихся профильной специальности. Но в эпоху информационных технологий безопасность обеспечивается в первую очередь посредством научно-практической криптографии. Эта дисциплина теснейшим образом связана с таким учебным предметом как математика. Способности к ней могут проявляться, как известно, в раннем детстве, а азам арифметики обучают уже в старших группах детских дошкольных образовательных учреждений.

НА ЮГО-ЗАПАДЕ, ПОЧТИ У МКАД...

На таком уровне стратегии не мыслят даже крупнейшие банки. Забота о раннем начале подготовки специалистов традиционно ложится на плечи государственной системы образования – на вузы и школы. Многое зависит от сознательности родителей, которые могут заранее подготовить ребёнка к выбору интересной и перспективной профессии. Но, конечно, главное решение остаётся за самим ребёнком.

В идеале в заблаговременном развитии математических способностей будущих защитников информации должны сообща участвовать все перечисленные стороны. Прекрасный пример такого многолетнего сотрудничества являет государственное бюджетное учреждение – московская средняя общеобразовательная школа № 1101.

Казалось бы, обычная средняя школа, расположенная в зелёном «спальном районе» почти возле МКАД, здание «самолётиком», введено в эксплуатацию в 1985 году. Но уже в 1995 году руководством школы ставка была сделана на возможности выстраивания индивидуального образовательного процесса ученика. Были созданы старшие, 10-11 классы с углубленным изучением ряда предметов – математики, химии, биологии и гуманитарного направления. Кроме того, в школе ведётся множество факультативов, кружков по разным предметам. Один из них – криптографический.

Ученики регулярно одерживают победы на олимпиадах и конкурсах всех уровней – международных, всероссийских, городских, районных и окружных, по многим предметам, включая математику и даже криптографию. Только за последние 3 года – 116 призёров и победителей. Выпускники школы стабильно получают высшие баллы на государственной итоговой аттестации, почти недостижимый сертификат ЕГЭ в 100 баллов, золотые и серебряные медали. Недаром в 2010 году по итогам Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи школа была удостоена статуса «Национальное достояние России».

КРИПТОГРАФИЯ НАЧИНАЕТСЯ С УДИВЛЕНИЯ

Любой из нас обязан школе многим – и обучением, и воспитанием. Ребёнок, взрослея, превращается в молодого человека, не только обретая знания, но и формируя характер, личность. На всю жизнь остаются многие увлечения, привычки, знакомства и связи, которые со временем могут сыграть решающую роль в судьбе.

Учителя школы № 1101 считают, что с самых первых дней обучения ребёнку нужно помогать развивать любопытство, тягу к новым знаниям. Ещё Аристотель считал, что познание начинается с удивления. Далее, нужно дать почувствовать радость труда, каким является учёба, ощутить радость первых достижений. Верность такой методики подтверждается признанием старшеклассницы Софьи Радковской, дипломанта онлайн-тура математической олимпиады «Физтех-2012»: девушка серьёзно увлеклась криптографией после того, как попыталась разгадать, что означает название этой дисциплины.

У восьмиклассницы Лены Голубевой, поначалу сложилось впечатление, что криптография, хотя похожа на математику, всё-таки труднее. Но, при более близком знакомстве, оказалось, что не так уж криптография и «страшна», если у тебя всё хорошо с математикой... и если любишь разгадывать головоломки. И Лена стала призёром муниципального тура Всероссийской математической олимпиады.

На уроках математики учителя школы № 1101 закладывают не только базовые знания, основу последующего овладения алгеброй и высшей математикой. Главное – ученикам заботливо прививаются любовь к предмету, чувство красоты «холодных чисел», навыки творческого поиска. Возможность регулярно участвовать в конкурсах и олимпиадах по математике и криптографии развивает бойцовский азарт, необходимый будущим защитникам информации. Эти черты характера останутся у вчерашнего школьника на всю жизнь, не раз сослужат добрую службу, и не только в профессиональной деятельности.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

В школе № 1101, по словам директора Нины Витальевны Варлен, «крепостного права нет»: специальность ученики выбирают сами, по своим способностям и склонностям. Хотя сама школа не является специальной, с 7 класса можно начать специализированное углублённое изучение дисциплин. Среди гуманитарных предметов «лидируют» учителя русского языка и литературы, а в научно-технических – математики.

Обладатель базового педагогического образования, выпускница физико- математического факультета МГПУ Светлана Васильевна Фёдорова старается в школе быть «сначала учителем, а потом математиком». Обучая математике, она помогает детям развивать не только интеллект, но и личные качества, а также укреплять характер.

Татьяна Григорьевна Рачкова, закончив МИЭМ, начинала с преподавания информатики в институте, но потом пошла в школу, в которой проработала многие годы. К удивлению «продвинутой» детворы, Татьяна Григорьевна легко может общаться с ними через интернет, и по мессенджерам, и в программе 8куре. В том числе и по этой причине она для учеников – настоящий авторитет в области математики.

Татьяна Григорьевна, опираясь на богатейший опыт преподавания, утверждает: ребёнка с математическими способностями определить просто. Сразу заметно, что он по любому вопросу обосновывает своё мнение логически. Но будущему математику необходимо быть готовым много и серьёзно трудиться. Без этого самым способным, но ленивым вундеркиндам не угнаться за усидчивыми однокашниками, которые, покончив со школьными задачами, принимаются за решение экзаменационных заданий для абитуриентов технических вузов.

Формат спецкурса, знакомя учеников с теоретической и практической криптографией, также помогает профессиональной ориентации. Ученики, демонстрирующие высокие результаты в математике, на занятиях получают «толчок» к дальнейшей специализации, выбору профессии. Их знакомят с широким перечнем специальностей, связанных с защитой информации, и организациями, которым нужны специалисты в этом деле.

Качество школьного преподавания таково, что записями, сделанными на уроках, студенты пользуются до третьего курса. Позже, достигнув профессиональных высот, по-настоящему оценив то, что дали им учителя, не жалеют слов благодарности в их адрес. Учащихся школы № 1101 по праву называют «кадровым резервом» служб информационной безопасности разных организаций, в том числе кредитно-финансовых. В этом огромная заслуга учителей.

ШКОЛА − ВУЗ − РАБОТА

Дипломами и грамотами лучших учеников – победителей конкурсов и олимпиад увешана стена холла на первом этаже напротив входа. В кабинете директора можно увидеть немало благодарностей, в том числе персональных, вузов в адрес администрации и учителей школы. Руководство Института криптографии, связи и информатики ФСБ России отмечает вклад школы № 1101 в сквозное обучение защите информации. Рядом – диплом лауреата III Всероссийского конкурса «Новое поколение», выданный «лучшему среднему общеобразовательному учреждению, готовящему будущих специалистов по информационной безопасности».

У школы №1101 налажены многолетние тесные связи с лучшими вузами, преподаватели и студенты которых организуют олимпиады по предметам, ведут в 7–10 классах факультативные занятия и спецкурсы по криптографии. Среди преподавателей и студентов, как и среди школьных учителей, немало настоящих энтузиастов, которые хорошо помнят своих наставников и готовы передавать эстафету любви к профессии новым поколениям. Сотрудник ИКСИ, недавно защитивший докторскую диссертацию, вспоминал: ещё студентом, объясняя школьникам академический материал, сам начинал в нём разбираться лучше.

Выпускники школы гарантированно поступают в высшие учебные заведения, в том числе обучающие по дисциплинам, связанным с защитой информации – МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, МГТУ им.Н.Э. Баумана, НИЯУ МИФИ, МИРЭА и в Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России.

Тому немало способствуют победы на профильных, математических и криптографических олимпиадах, которые дают возможность поступать в вузы на бюджетные места вне конкурса. Даже третье место в математической олимпиаде школьников приёмные комиссии вузов приравнивают к 100 баллам ЕГЭ по математике.

И МЕЛ, И НОУТБУКИ

Приход информационных технологий в повседневную жизнь не обошёл и школы. В начале 2000-х годов на учительских столах появились компьютеры, классные журналы перекочевали в «он-лайн», школьники на уроках изучают начала программирования. Информационным технологиям в школе № 1101 традиционно уделялось большое внимание наряду с математикой и криптографией.

Помогают контакты с шефами, родительский комитет. Ещё до распространения персональных компьютеров в школе появились «шкафы» тогдашних электронно-вычислительных машин. В наши дни и учителя, и ученики уже привычно используют ноутбуки, которые раздаются в начале урока и убираются обратно в металлический шкаф по окончании занятий.

Классы оснащены интерактивными проекционными экранами, которые всё больше заменяют обычные доски, на которых пишут мелом. Первоклашки лёгкими касаниями пальцев передвигают анимированные изображения букв, учатся складывать слова. Рисуют фигуры разноцветными сенсорными маркерами. Достижения учеников фиксируются в памяти компьютера учителя. Но мел и влажная тряпка по- прежнему в ходу, особенно в старших классах, когда решение алгебраической задачи перед всем классом легко занимает всю доску, и приходится стирать уже написанное, чтобы написать ответ.

Неудивительно, что нынешние дети легче и быстрее овладевают информационными технологиями. Какие ещё можно предвидеть прогрессивные изменения в школьном учебном процессе? Возможно, кроме криптографии, школьников будут учить и другим аспектам защиты информации – осторожности в интернете, при обращении с мобильным телефоном и социальной картой. Может быть, даже на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, и эти знания здорово пригодятся в быту.

ВОСПИТАТЬ ЗАЩИТНИКОВ

Восьмиклассник Дима Паршиков, призёр муниципального тура Всероссийской олимпиады по математике, так объясняет себе и окружающим увлечение предметом: «Мне нравится, что удаётся хорошо решать задачи. На муниципальной олимпиаде победил потому, что учительница тренировала нас, учила решать похожие задания прошлых школьных олимпиад».

Многие из учеников хотят попробовать свои силы на математических олимпиадах, но посылают туда сильнейших после тщательного отбора. В школе № 1101 действует правильная «система координат», в которой ученики зарабатывают авторитет среди сверстников успехами и достижениями, интеллектом и трудолюбием.

Ежегодно 19 мая проводится День успеха, ученикам торжественно вручают «портфолио» с заслуженными наградами и грамотами, плюс подарок от школы. Немаловажно, что в школе № 1101 большое значение придают воспитанию учеников, чтобы их способности и таланты обращались на общее благо. Что особо важно в информационных технологиях.

Один из лучших учеников, старшеклассник Никита Афанасьев, говорит, что лично его не привлекает «хакер- ская романтика»: «На уроках информатики, когда нас учили создавать сайты, мне было интересно, как защитить их, чтобы никто не взломал и не испортил». Настроение правильное, учитывая намерение Никиты поступать в ИКСИ, чтобы стать настоящим специалистом-профессионалом в любимом деле.

В последние годы школы стали меньше выпускать «гуманитариев», а «технарей» – всё больше. Наверное, такова тенденция времени: «физики» одолевают «лириков». Всё заметнее рост интереса к математике и высоким технологиями, в особенности среди мальчишек. Ни учителя, ни ученики не возражают в округе тем, кто говорит, что школа № 1101 готовит «ботаников». Потому что считают, что это – положительная оценка высокого уровня обучения и целеустремлённости самих учащихся.

 

Смотрите также

За семью паролями

7 апреля, 2012
Подпишись на новости!
Подписаться