ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Республика Молдова — государство в Юго-Восточной Европе, граничащее с Украиной и Румынией. Столица — город Кишинёв. Государственный язык — румынский.
Республика Молдова является членом ООН, Совета Европы, СНГ, ГУАМ, Содружества демократического выбора, Организации черноморского экономического сотрудничества.
Органы, утверждающие и согласовывающие законы и подзаконные акты в области ИБ в стране: Правительство, Парламент, Национальный Банк и другие.
Следующий обзор посвящён законодательству в сфере ИБ Республики Молдова. Все рассмотренные в публикации документы имеют общегосударственное значение и применяются для организации и обеспечения информационной и кибербезопасности.
КООРДИНАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ
Согласно Постановлению № 467 от 06.07.2022 в Республике Молдова был создан Координационный совет по обеспечению информационной безопасности. Данный совет является коллективным органом с консультативными и оперативными полномочиями, не имеющим статуса юридического лица, созданным с целью системной интеграции участвующих структур в информационном пространстве и поддержки высокого уровня ИБ. Основной функцией Совета является продвижение и координация мер по реализации политики информационной безопасности в демократическом обществе на основе развития технологических, правовых и иных отношений в информационной сфере как на национальном, так и на международном уровне. Совет действует как коллективный орган, специализирующийся на вопросах информационной безопасности, облегчающий взаимодействие компонентов информационного общества на национальном уровне в целях содействия обеспечению информационной безопасности.
Для выполнения основной функции Совет наделён следующими обязанностями:
Работа Совета сосредоточена в трёх секторах: операционном, медийном и гражданско-общественном.
Согласно Постановлению Правительства № 333 от 08.05.2024 в Республике Молдова был создан Координационный совет в области кибербезопасности. Совет — это коллегиальный орган, который не является юридическим лицом, возглавляется министром экономического развития и цифровизации и состоит из представителей министерств, ответственных за реализацию государственной политики в критически важных секторах и подсекторах, установленных Правительством, в соответствии с Законом № 48/2023 о кибербезопасности, и представителей других органов публичного управления и публичных учреждений, обладающих компетенцией в области кибербезопасности.
В целях реализации своей миссии Совет осуществляет следующие полномочия:
ЗАКОНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
С 1 января 2025 года в Молдове вступил в силу Закон «О кибербезопасности». Парламент страны утвердил его 16 марта 2023 года № 48. Данный закон регулирует нормативную, организационную базу и базу для обеспечения сотрудничества в области кибербезопасности, устанавливает компетенции органов публичной власти и публичных учреждений в вопросах кибербезопасности, устанавливает общенациональную базу управления кризисами в области кибербезопасности, вводит требования, меры и механизмы, служащие для целей обеспечения безопасности информационных сетей и систем, имеющих важное значение для жизнедеятельности общества, и целей управления кибернетическими инцидентами. Согласно данному закону, были введены следующие определения:
На основании Закона № 299 от 21.12.2017 «Об утверждении Концепции информационной безопасности Республики Молдова» были введены следующие определения:
В данном законе отражены: основные задачи обеспечения ИБ, угрозы ИБ, инструменты и пути решения проблем.
В области персональных данных в Республике Молдова действует Закон от 25.07.2024 № 195 «О защите персональных данных», который заменил ранее действующий Закон от 08.07.2011 № 133. Закон устанавливает правовые основы защиты физических лиц в связи с обработкой персональных данных, организации и функционирования Национального центра по защите персональных данных, надзора за применением законодательства в области персональных данных, ответственности и наказаний, применяемых за нарушение законодательства в области персональных данных. Соблюдение законодательства о персональных данных обязательно в случае сбора, хранения, передачи, раскрытия путём передачи, обработки персональных данных, которые являются системой учёта, в связи с профессиональной или коммерческой деятельностью при помощи автоматизированных средств. Законодательство не распространяется на обработку персональных данных исключительно для семейных или личных нужд (например, телефонные номера в телефонном справочнике, семейный фотоальбом, использование данных при продаже недвижимости).
В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
В Национальный Банк Молдовы (далее — НБМ) входит Управление менеджмента непрерывности деятельности, безопасности информации и надзора в области информационных технологий, которое поддерживает и способствует достижению целей НБМ, обеспечивая управление информационной безопасностью и непрерывностью деятельности в НБМ.
В компетенцию подразделения входит: разработка/обеспечение общей стратегии информационной безопасности и защиты персональных данных в рамках НБМ путём установления приоритетов развития и/или совершенствования системы управления информационной безопасностью и контроля за соблюдением требования безопасности на уровне НБМ, организация, координация и непосредственный контроль за осуществлением и обеспечением непрерывности деятельности в рамках НБМ, осуществление функции надзора в сфере ИКТ в лицензированных банках и в эмитентах электронных денег и небанковских поставщиков платёжных услуг, а также осуществление функции оперативного контроля путём планирования, организации и проведения основных/тематических проверок, в том числе внеплановых, связанных с внутренней деятельностью НБМ.
Постановлением Исполнительного комитета Национального банка Молдовы№ 29 от 12 февраля 2025 года был утверждён «Регламент о минимальных требованиях к управлению рисками информационных и коммуникационных технологий, информационной безопасности и непрерывности деятельности». Целью регламента является обеспечение того, чтобы учреждения имели адекватную внутреннюю систему ИБ и непрерывности деятельности, в том числе для управления рисками в сфере ИКТ, согласованную с общей бизнес-стратегией, а процессы внутреннего управления были должным образом установлены в отношении систем ИКТ учреждения и должным образом защищают их системы ИКТ пропорционально характеру, масштабу и сложности рисков, присущих деловой модели и осуществляемой деятельности.
Надеемся, что данный обзор поможет не «заблудиться» в Законодательстве Республики Молдова. Мы постарались облегчить путь изучения и применения на практике нормативных законов и подзаконных актов в области ИБ.
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных