Республика Молдова. Обзор законодательства в области информационной безопасности

BIS Journal №4(59)2025

20 ноября, 2025

Республика Молдова. Обзор законодательства в области информационной безопасности

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Республика Молдова — государство в Юго-Восточной Европе, граничащее с Украиной и Румынией. Столица — город Кишинёв. Государственный язык — румынский.

Республика Молдова является членом ООН, Совета Европы, СНГ, ГУАМ, Содружества демократического выбора, Организации черноморского экономического сотрудничества.

Органы, утверждающие и согласовывающие законы и подзаконные акты в области ИБ в стране: Правительство, Парламент, Национальный Банк и другие.

 

Следующий обзор посвящён законодательству в сфере ИБ Республики Молдова. Все рассмотренные в публикации документы имеют общегосударственное значение и применяются для организации и обеспечения информационной и кибербезопасности.

 

КООРДИНАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ

Согласно Постановлению № 467 от 06.07.2022 в Республике Молдова был создан Координационный совет по обеспечению информационной безопасности. Данный совет является коллективным органом с консультативными и оперативными полномочиями, не имеющим статуса юридического лица, созданным с целью системной интеграции участвующих структур в информационном пространстве и поддержки высокого уровня ИБ. Основной функцией Совета является продвижение и координация мер по реализации политики информационной безопасности в демократическом обществе на основе развития технологических, правовых и иных отношений в информационной сфере как на национальном, так и на международном уровне. Совет действует как коллективный орган, специализирующийся на вопросах информационной безопасности, облегчающий взаимодействие компонентов информационного общества на национальном уровне в целях содействия обеспечению информационной безопасности.

Для выполнения основной функции Совет наделён следующими обязанностями:

  • совершенствование/гармонизация/разработка политики ИБ в соответствии с эволюцией и динамикой развития секторов;
  • разработка продуктов для анализа и оценки состояния национального информационного пространства;
  • согласование планов действий по разрешению инцидентов ИБ;
  • оценка состояния ИБ на национальном уровне;
  • создание под эгидой совместных рабочих групп с привлечением экспертов из сети того или иного сектора, а также экспертов из-за пределов сети в стране и за рубежом для решения вопросов ИБ. Координацию работы совместной рабочей группы осуществляет руководитель сектора, выступивший с предложением о её создании;
  • координация действий учредителей по созданию информационного ресурса для стратегической коммуникации на государственном уровне, организованной с целью обеспечения ИБ и, как следствие, национальной безопасности.

Работа Совета сосредоточена в трёх секторах: операционном, медийном и гражданско-общественном.

Согласно Постановлению Правительства № 333 от 08.05.2024 в Республике Молдова был создан Координационный совет в области кибербезопасности. Совет — это коллегиальный орган, который не является юридическим лицом, возглавляется министром экономического развития и цифровизации и состоит из представителей министерств, ответственных за реализацию государственной политики в критически важных секторах и подсекторах, установленных Правительством, в соответствии с Законом № 48/2023 о кибербезопасности, и представителей других органов публичного управления и публичных учреждений, обладающих компетенцией в области кибербезопасности.

В целях реализации своей миссии Совет осуществляет следующие полномочия:

  • координирует на стратегическом уровне разработку и осуществление мониторинга выполнения Национальной стратегии кибербезопасности и других документов публичной политики и планирования в области кибербезопасности;
  • рассматривает и выносит заключения относительно документов публичной политики с учётом обеспечения их согласованности, синергии и взаимодополняемости с Национальной стратегией кибербезопасности и другими документами публичной политики и планирования в области кибербезопасности;
  • представляет предложения по совершенствованию документов публичной политики и нормативных актов с целью обеспечения их синергии и согласованности с Национальной стратегией кибербезопасности и другими документами публичной политики и планирования в области кибербезопасности;
  • координирует на стратегическом уровне процесс составления и периодического обновления национального плана реагирования на кибернетические инциденты и кризисы в области кибербезопасности, а также оказывает в связи с этим необходимую помощь компетентному органу на национальном уровне в области кибербезопасности, в том числе в отношении взаимодействия сторон, участвующих в этом процессе;
  • способствует укреплению межведомственной координации для достижения целей и решения задач в области кибербезопасности, предусмотренных в документах публичной политики и планирования в области кибербезопасности, и решениях Совета;
  • рассматривает актуальные вопросы в области кибербезопасности и представляет рекомендации органам публичного управления и публичным учреждениям, наделённым компетенциями в области кибербезопасности.

 

ЗАКОНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

С 1 января 2025 года в Молдове вступил в силу Закон «О кибербезопасности». Парламент страны утвердил его 16 марта 2023 года № 48. Данный закон регулирует нормативную, организационную базу и базу для обеспечения сотрудничества в области кибербезопасности, устанавливает компетенции органов публичной власти и публичных учреждений в вопросах кибербезопасности, устанавливает общенациональную базу управления кризисами в области кибербезопасности, вводит требования, меры и механизмы, служащие для целей обеспечения безопасности информационных сетей и систем, имеющих важное значение для жизнедеятельности общества, и целей управления кибернетическими инцидентами. Согласно данному закону, были введены следующие определения:

  • киберугроза — потенциальное обстоятельство, событие или действие, способное привести к повреждению, сбою либо иному негативному воздействию на информационные сети и системы, на пользователей таких систем или на других лиц;
  • значительная киберугроза — киберугроза, которая, как можно предположить на основании её технических характеристик, способна серьёзно повлиять на сети и информационные системы юридического лица, предоставляющего услуги, или на пользователей предоставляемых им услуг с причинением значительного материального и/или нематериального ущерба;
  • согласованное раскрытие уязвимостей — структурированный процесс, посредством которого информация об уязвимостях передаётся производителю или поставщику потенциально уязвимых продуктов ИКТ или услуг ИКТ таким образом, чтобы он мог диагностировать и устранить соответствующие уязвимости до того, как подробная информация об уязвимости будет раскрыта третьим лицам или общественности;
  • управление кибернетическим инцидентом — совокупность действий и процедур, целью которых является предотвращение, обнаружение, анализ, минимизация последствий и локализация кибернетического инцидента либо реагирование на соответствующий инцидент и оздоровление создавшейся вследствие инцидента ситуации;
  • кибернетический инцидент — событие, которое ставит под угрозу доступность, подлинность, целостность или конфиденциальность хранящихся, передаваемых или обрабатываемых данных либо услуг, которые предоставляются информационными сетями и системами или при посредстве которых к ним осуществляется доступ;
  • кибернетический инцидент, предотвращённый в последний момент, — событие, которое могло поставить под угрозу доступность, подлинность, целостность или конфиденциальность хранящихся, передаваемых или обрабатываемых данных либо услуг, которые предоставляются информационными сетями и системами или при посредстве которых к ним осуществляется доступ, и материализация которого была предотвращена или не произошла;
  • процесс информационно-коммуникационных технологий (процесс ИКТ) — комплекс действий, выполняемых для проектирования, разработки, предоставления и/или обслуживания продуктов ИКТ или услуг ИКТ.

На основании Закона № 299 от 21.12.2017 «Об утверждении Концепции информационной безопасности Республики Молдова» были введены следующие определения:

  • гибридная угроза безопасности — подрывная и/или информационная операция, управляемая или руководимая государствами, негосударственными субъектами, организациями, лицами, специально нацеленная на слабые и уязвимые стороны суверенного, независимого и целостного правления;
  • информационное оружие — информация и/или информационная технология, средства массовой информации, иные ресурсы и методы, используемые на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях в целях ведения информационной войны;
  • психологическая операция — спланированное действие для передачи широкой общественности психологически деструктивных посланий, информации и показателей, подобранных с учётом объективных или субъективных эмоций, мотивов и суждений, с целью оказания влияния на поведение властей, организаций, групп и/или личностей;
  • пропаганда — действие по систематическому распространению информации для воздействия на отношения, убеждения и поведение людей, в поддержку либо в ущерб определённым учреждениям, идеям или личностям посредством манипулятивной подачи информации и/или выборочного освещения событий, с целью подрыва национальных интересов государства;
  • информационная война — комплекс действий, проводимых в информационном пространстве государственными или негосударственными субъектами посредством пропаганды, медийной агрессии, манипулирования и дезинформации, включая цифровые, кибернетические и психологические операции, с целью подрыва суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.

В данном законе отражены: основные задачи обеспечения ИБ, угрозы ИБ, инструменты и пути решения проблем.

В области персональных данных в Республике Молдова действует Закон от 25.07.2024 № 195 «О защите персональных данных», который заменил ранее действующий Закон от 08.07.2011 № 133. Закон устанавливает правовые основы защиты физических лиц в связи с обработкой персональных данных, организации и функционирования Национального центра по защите персональных данных, надзора за применением законодательства в области персональных данных, ответственности и наказаний, применяемых за нарушение законодательства в области персональных данных. Соблюдение законодательства о персональных данных обязательно в случае сбора, хранения, передачи, раскрытия путём передачи, обработки персональных данных, которые являются системой учёта, в связи с профессиональной или коммерческой деятельностью при помощи автоматизированных средств. Законодательство не распространяется на обработку персональных данных исключительно для семейных или личных нужд (например, телефонные номера в телефонном справочнике, семейный фотоальбом, использование данных при продаже недвижимости).

 

В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

В Национальный Банк Молдовы (далее — НБМ) входит Управление менеджмента непрерывности деятельности, безопасности информации и надзора в области информационных технологий, которое поддерживает и способствует достижению целей НБМ, обеспечивая управление информационной безопасностью и непрерывностью деятельности в НБМ.

В компетенцию подразделения входит: разработка/обеспечение общей стратегии информационной безопасности и защиты персональных данных в рамках НБМ путём установления приоритетов развития и/или совершенствования системы управления информационной безопасностью и контроля за соблюдением требования безопасности на уровне НБМ, организация, координация и непосредственный контроль за осуществлением и обеспечением непрерывности деятельности в рамках НБМ, осуществление функции надзора в сфере ИКТ в лицензированных банках и в эмитентах электронных денег и небанковских поставщиков платёжных услуг, а также осуществление функции оперативного контроля путём планирования, организации и проведения основных/тематических проверок, в том числе внеплановых, связанных с внутренней деятельностью НБМ.

Постановлением Исполнительного комитета Национального банка Молдовы№ 29 от 12 февраля 2025 года был утверждён «Регламент о минимальных требованиях к управлению рисками информационных и коммуникационных технологий, информационной безопасности и непрерывности деятельности». Целью регламента является обеспечение того, чтобы учреждения имели адекватную внутреннюю систему ИБ и непрерывности деятельности, в том числе для управления рисками в сфере ИКТ, согласованную с общей бизнес-стратегией, а процессы внутреннего управления были должным образом установлены в отношении систем ИКТ учреждения и должным образом защищают их системы ИКТ пропорционально характеру, масштабу и сложности рисков, присущих деловой модели и осуществляемой деятельности.

 

Надеемся, что данный обзор поможет не «заблудиться» в Законодательстве Республики Молдова. Мы постарались облегчить путь изучения и применения на практике нормативных законов и подзаконных актов в области ИБ.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

20.11.2025
EU IRU противостоит попыткам экстремистов завербовать граждан
19.11.2025
АЛРОСА переходит на отечественный архиватор ARZip
19.11.2025
Хакеры сумели «приручить» Claude Code, чтобы автоматизировать атаки
19.11.2025
«Давление на пользователей через социальную инженерию будет расти быстрее технических мер защиты»
19.11.2025
Cloudflare: Мы работаем над тем, чтобы подобное не повторилось
19.11.2025
Законопроект о кибербезопасности и устойчивости в Великобритании приняли с воодушевлением
18.11.2025
Российский ИТ-бизнес поддержит вузы. По крайней мере, будет должен
18.11.2025
«Альфа-Банк» пилотирует оплату по биометрии
18.11.2025
Мнение: С блокировкой счёта столкнётся каждый 20-й россиянин
18.11.2025
SOC-форум: Для отечественного бизнеса необходимо ввести стандарты по распознаванию дипфейков

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных