В мире, где пиксели порой кажутся реальнее собственного сердца, а лайк заменяет крепкое рукопожатие, искусство вынуждено искать новые формы. Как не утонуть в этом цифровом цунами, где информация льется бурным потоком, а подлинные человеческие эмоции рискуют затеряться, как иголка в стоге мемов? Именно эти вопросы, кажется, стали отправной точкой для создателей иммерсивного спектакля «Идеальный партнер», который распахнул свои двери в футуристическом пространстве Кибердома, превратив зрителей в активных участников собственной драмы.
Режиссёр постановки — Павел Чукреев, специалист по иммерсивным форматам в России, автор и художественный руководитель иммерсивного театра «Москва 2048», режиссёр (резидент) масштабного иммерсивного проекта AfterHalloween, участник иммерсивной оперы «Пиковая дама» в театре МОД. Выпускник Школы-студии МХАТ (2009, курс К. А. Райкина).
Признайтесь, сколько раз вы залипали в телефоне так, что забывали, в каком мире находитесь? Порой кажется, что с чат-ботом мы ведем более откровенные беседы, чем с некоторыми родственниками. Вот он, наш новый, сверхосязаемый цифровой мир, где планетой одобрения являются лайки и репосты, а отсутствие комментариев становится катастрофой вселенского масштаба. Где тут место для настоящих чувств, для тех самых бабочек в животе, для неловких пауз в разговоре? Искусству, чисто по логике вещей, необходимо эволюционировать, чтобы быть таким же живым, подвижным и проникающим, как сам этот мир.
Киберпространство как сцена, где обитает «Идеальный партнер»
Первое, что бросается в глаза еще до начала действия, это само пространство Кибердома. Это не привычные театральные кулисы или уютный зрительный зал с бархатными креслами. Нет. Кибердом встречает посетителей как декорация к научно-фантастическому фильму: приглушенный свет, футуристический дизайн, обилие экранов и интерактивных инсталляций. Здесь нет четвертой стены, скорее она размывается в туман, подготавливая сознание к полному погружению. С порога ты понимаешь: это не просто спектакль, это эксперимент, в котором тебе отведена далеко не пассивная роль.
Впрочем, начинается все, как полагается, с гостиной и легкого предвкушения. Листаю Мопассана «Милый друг». Ну, потому что интеллигентно и потому что этот томик стоял тут же на полке среди других классиков, да, и оказалось символично и очень даже к месту. Речь ведь пойдет о мужчине и женщине, и чем эта история в 21 веке отличается от себя самой в 19-м? Глаза других зрителей, постепенно заполняющих пространство, горят таким же любопытством, смесью наивной детской радости и настороженности бывалого театрала, который вроде как все это уже видел, пафосно держа в руках бокал игристого, и вроде как тут все совсем по-другому…
Погружение в пучину выбора: от имени до гендерных войн
Оказавшись в зале, сразу понимаешь, что привычных кресел с бархатной обивкой тут ждать не стоит. Вместо них — уютные столики с искусственными свечами, которые мягко мерцают, создавая атмосферу то ли тайного собрания, то ли элитного клуба. И, конечно, наушники. Лежат они там, словно приглашая погрузиться в какой-то свой, особенный мир.
Команда с экрана: «Наденьте наушники!» И тут же, словно из ниоткуда, прямо в уши, раздается загадочный, басистый, обволакивающий голос. Он говорит о правилах игры, о том, что нас ждет, и пока я пытаюсь осознать, что это за игра и куда она занесет, свет уходит, и зал резко тонет во мраке. Полная, абсолютная темнота, которую прорезает лишь красноватое свечение от надетых наушников. И вот это, скажу я вам, зрелище! Невероятно кинематографичное, словно ты сам стал частью фантастического перформанса, где зрители — это светящиеся точки на огромном черном холсте.
Едва успеваешь осознать, что ты уже внутри истории, тебя мгновенно вовлекают в интерактив. Нас просят выбрать имя и профессию для главной героини. Казалось бы, мелочь, но этот первый шаг уже размывает границы, заставляя ощутить себя частью коллективного сознания, формирующего судьбу персонажа.
В какой-то момент в голове, мельком, проносится мысль: «Но это же не обычный спектакль, где тебе дадут просто посидеть и посмеяться». Внезапно из зала, словно чертик из табакерки, вскакивает актер. Молодой, энергичный, с огнем в глазах. И начинает возмущаться! И мы тоже! От смешного стендапа мы как-то резко переходим к ожесточенному спору: кто прав, кто виноват, кто кого не понимает и почему жизнь так несправедлива? Сидящая рядом девушка, видимо, натура чуткая, но ироничная до мозга костей, наклонилась и шепчет мне: «Слушайте, они, конечно, с надрывом играют, но почему-то не цепляет до конца, слишком наиграно». А я сижу и думаю: «Наиграно? Может быть. Но ведь эти наигранные реплики — реально то самое, что мы слышим и говорим сами каждый день».
Не успеваем мы толком освоиться, как разгорается новый нешуточный спор, стремительно перерастающий в полномасштабное идеологическое противостояние. Мужчины против женщин — кто прав, кто виноват в вечной войне полов? К нашему удивлению, мы, зрители, что характерно, с поразительной легкостью разделяемся на два непримиримых лагеря: «красные», разумеется, мужчины, и «голубые», девушки. И, надо сказать, градус дискуссии быстро достигает таких высот, что, кажется, мы действительно пытаемся решить судьбы мироздания, а не просто участвуем в театральной постановке. Удивительно, как быстро человек готов встать на какую-то сторону, даже если она навязана извне.
Личное дело на публичном обозрении. Исповеди и заговоры
После жарких прений, которые могли бы продолжаться до утра, нас разводят по отдельным «комнатам мнений». Там мы, уже в более интимной обстановке, отвечаем на вопросы, напрямую связанные с гендерными стереотипами и ожиданиями. Тем временем актриса, игравшая главную героиню, мастерски вплела в это повествование свою личную историю. Она рассказывала о своей жизни, своих переживаниях, словно мы ее давние подружки, которым можно доверить самые сокровенные тайны.
Пытаюсь переварить информацию: «Так, я вообще-то пришла искусство посмотреть, а меня втянули в детективное расследование!» А актриса всё не унимается, тряся телефоном. И надо отдать ей должное: девушке удалось не только накрутить себя, то есть максимально погрузиться в роль, но и зажечь в нас собственные фантомы, заставляя каждого проецировать услышанное на свой опыт. Скажу, было, мягко говоря, негигиенично, с кривизной в лице. Не думаю, что кто-то восхищается и радуется утечке личной информации.
Погружение в эту эмоциональную воронку прерывается новой миссией: нам, «голубым», нужно выведать секретное слово у одного из парней из «красного» лагеря. Задание несложное, но оно подталкивает к личному контакту, к преодолению только что созданных барьеров, к своего рода шпионским играм, где ставка становится чем-то большим, чем обычное знание пароля.
Цифра выходит из-под контроля
Кульминация наступила, когда все собрались в большом зале. На экране торжественно явился Алгоритм, этакое цифровое божество, предложившее выступить в роли абсолютного детектора лжи и помочь разобраться в клубке отношений. Не подозревая подвоха, мы, конечно же, единогласно согласились. Ведь кто откажется от возможности узнать истину, да еще и из уст беспристрастной машины?
Но, как и водится в хороших историях, беспристрастность оказалась химерой, а цифровая логика — миражом. Алгоритм, к нашему изумлению, начал нести такую околесицу, что стало ясно то, что либо произошел сбой в системе, либо, что более вероятно, он просто решил нас обмануть. Наш идеальный партнер-правдолюбец превратился в цифрового провокатора, демонстрируя, как легко довериться машине, обещающей истину, и как опасно слепо принимать на веру ее показания.
Вся эта бурная деятельность завершается тем, что наши молодые люди, пройдя через этот адский кибер-кризис, принимают, на мой взгляд, единственно верное решение. Попробовать не лгать, не искажать личное, говорить все как есть, пусть даже это будет неприятно, неловко или даже стыдно, при этом став идеальными партнерами не Алгоритму, а друг другу.
Эпилог в сети: послевкусие драмы
Спектакль «Идеальный партнер» не просто увлек, он оказался умелой и, не побоюсь сказать, подлой провокацией. Этакой манипуляцией во благо, ушатом ледяной воды. Он заставил меня, да и, уверена, многих зрителей, глубоко задуматься о том, как мы общаемся друг с другом в эпоху цифровизации, как доверяем информации, льющейся на нас из всех устройств, и как важно в этом потоке оставаться честным с собой и окружающими.
Этот спектакль — не развлечение в привычном смысле слова. Это интеллектуальное и эмоциональное приключение, которое проверяет наши убеждения, подталкивает к саморефлексии и ставит под сомнение привычные паттерны поведения. Такие иммерсивные проекты не столько про тренд, сколько про точное отражение нашего времени, когда границы между реальностью и виртуальностью, между наблюдателем и участником, между правдой и фейком становятся все более призрачными. После «Идеального партнера» еще долго бродишь с ощущением, что только что разгадал если не тайну мироздания, то хотя бы парочку собственных предубеждений. А это, согласитесь, дорогого стоит.
P. S. Но, с другой стороны, подумала я, немного отойдя от впечатлений, если вспомнить того же «Милого друга» Мопассана, разве там все было не так? За исключением технологий…
«Через иммерсивный формат мы показываем проблемы цифровой эпохи: дипфейки, шантаж, манипуляции, мошенничество в Сети. И под всем этим — хрупкая человеческая история. Попытка героев докричаться друг до друга сквозь алгоритмы, недоверие и отчужденность. Пока не знаю, получится ли это у них. Надеюсь проверить это вместе со зрителями, которые у нас будут не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками действия», — прокомментировал событие Павел Чукреев.
Сергей Калмыков, CEO Кибердома, со своей стороны добавил: «Смысловая составляющая спектакля многослойна, и в основе лежит идея, что все мы по-разному адаптировались к новым технологиям. Кто-то пытается жить по-старому, а кто-то — мошенники и злоумышленники — пользуется этим и бьет туда, где мы наиболее уязвимы: по нашим чувствам и доверию друг к другу. Поднимать такие темы на стыке кибербезопасности и этики — миссия и этого спектакля, и всего проекта Кибердом».
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных