2 мая, 2020

iFin-2020

Кейсами финтеха стали подходы и методологии.

Почти сотня докладов, представленных на Международном форуме iFin‑2020 «Электронные финансовые услуги и технологии», вращалась по большей части по орбитам сегодняшнего внимания Центробанка — ​ДБО, СБП, ЕБС, маркетплейс. Кибербезопасности была посвящена отдельная секция, а на других секциях она так или иначе представлялась в ходе анонсов компетенций участников и достоинств продуктов, ими предлагаемых. Было представлено даже «железо», позволяющее оптимизировать в ИТ-сервисах учёт требований ИБ за счёт шифрования на уровне L1.

На финальной дискуссии о технологиях, которым предстоит определять лицо кредитно-финансовой сферы в ближайшие пять лет, эксперты единодушно признали, что технологии безопасности — ​это краеугольный камень цифрового и дистанционного банка сегодня и завтра. Специально был упомянут такой важный аспект, как удобная, но надёжная идентификация, аутентификация и авторизация клиентов и персонала. Это задача, которая ещё не нашла окончательного решения.

 

СИСТЕМНЫЙ ФИНТЕХ

Большая часть из того, что представлялось на iFin‑2020, либо успешно внедрено в крупных банках, либо предлагается к внедрению как решение (продукт), тщательно выверенное с точки зрения взглядов регулятора на соблюдение нормативных требований. Поэтому для краткого обозначения места, занимаемого этим форумом в экосистеме отечественного финтеха, вполне уместно позаимствовать термин из политического лексикона: «системный».

По меткому замечанию одного из участников, идеологическое давление регулятора на форум оказалось столь высоко, что положения ЦБ были вынесены на рекламные фронтоны стендов компаний в качестве безусловно безотказного инструмента привлечения заказчиков.

Звучали на форуме и голоса «оппозиционеров». В ходе дискуссий высказывались мнения о высокой требовательности регулятора, рассказывались душещипательные истории, как некоторые банки вынуждены урезать «бюджет развития» для финансирования работ в сфере комплаенса.

Но является ли регуляторная жёсткость Центробанка самоцелью или это вынужденная мера? Скорее мягкий рыночный инструмент для выправления «перегибов на местах» в части игнорирования требований ИБ и укрепления устойчивости финансовой системы.

 

СБП СДЕЛАЕТ БАНКИ РАВНЫМИ

На финальной дискуссии о технологиях, которым предстоит определять лицо банков, генеральный директор iDSystems, облачившись в каску, предрёк смерть пластиковым картам. И хотя зал скептически отнёсся к такому прогнозу, экспертный «президиум» положительно оценил влияние на отечественный рынок системы быстрых платежей.

Сравнивая СБП с «пластиком» и обсуждая технологии не только в контексте бизнес-задач банков, но и оценивая их в плане надёжности, возможности масштабирования и удобства модернизации инфраструктур, эксперты отметили перегруженность современной инфраструктуры платёжных карт «костылями» и «надстройками» на контрасте с известным изяществом инфраструктуры СБП, выстроенной на новой площадке.

Эксперты были также единодушны в своих надеждах на появление суперприложения, объединяющего интерфейсы к набору сервисов для квалифицированного потребителя. Сначала дебатировался лишь вопрос, кто должен быть владельцем суперприложения, — ​банк, государство или финтех-компания? Сошлись на том, что скорее банк, ибо сегодня банк — ​это символ доверия, в нём хранится самое ценное для квалифицированного потребителя — ​деньги.

***

Следует отметить, что Форум уделил достойное внимание не только лучшим внедренческим «кейсам» финтеха. Были широко представлены современные подходы к выбору архитектуры приложений, инструментарию и технологиям работы ИТ-команд, включая Open API и OpenSource банковских приложений.

А подведение итогов iFin-2020 на финальной дискуссии включило в число трендов финтеха использование современных методологий для оптимизации процессов обновления и развития ИТ-инфраструктуры банков.

Смотрите также