
Банк России представил на официальном сайте проект указания «О внесении изменений в Указание Банка России от 9 июня 2012 года № 2831-У «Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств», который меняет порядок отчетности по инцидентам в области ИБ, установленную в 203-й форме (202-я остается без изменений).
Основных изменений в новой форме два: переход от ежемесячной к ежеквартальной и полугодовой отчетности и уход от подробной информации об инцидентах и сдвиг акцента в сторону указания финансовых потерь от инцидентов.
Проект Указания исключает вопросы технической реализации инцидентов защиты информации, указывающих на причины их возникновения, а также обязанность операторов по переводу денежных средств и операторов услуг платежной инфраструктуры по предоставлению сведений о технических способах реализации инцидентов защиты информации. Это не значит, что регулятор не интересует эта информация, просто она уходит в другие формы отчетности.
Первой ласточкой стало положение 552-П, которое требует отправлять данные об инцидентах с АРМ КБР в ФинЦЕРТ в течение 3-х часов после наступления инцидента. Однако этим желание ЦБ получать оперативную информацию об инцидентах не ограничилось. В проекте новой версии 382-П указано, что участники НПС должны сообщать обо всех инцидентах ИБ в ФинЦЕРТ в порядке, установленном Банком России. Логично предположить (хотя 100%-й гарантии не дам), что ЦБ не будет изобретать велосипед и повторит вариант с 552-П, то есть будет требовать сообщать обо всех инцидентах (а не только с АРМ КБР) в течении трех часов.
Таким образом, Банк России хочет изменить подходы к отчетности об инцидентах, заставив своих подопечных (пока только банки и операторов услуг платежной инфраструктуры и операторов платежных систем, но в перспективе не исключаю и остальные финансовые организации) пересмотреть свои системы управления инцидентами в сторону большей оперативности.
Однако, оставался вопрос с PR-составляющей, поскольку необходимо регулярно отчитываться о суммах похищенных или готовящихся к хищению денежных средств - журналисты любят такие показатели. К тому же, важна динамика хищений киберпреступниками. Так, новая версия 203-й отчетности сфокусировалась именно на этом, а точнее на 3-х основных цифрах: суммы готовящихся к хищению средств, суммы незаконно переведенных средств, а также суммы возвращенных средств.
Отметим, вступает новое указание с 1-го января 2018-го года. Однако и это еще не все. В мае в Госдуму был внесен законопроект о внесении изменений в 161-ФЗ "О национальной платежной системе", в котором среди прочего от банков требуется уведомлять ЦБ обо всех мошеннических операциях (перечень будет установлен Банком России).
Основных изменений в новой форме два: переход от ежемесячной к ежеквартальной и полугодовой отчетности и уход от подробной информации об инцидентах и сдвиг акцента в сторону указания финансовых потерь от инцидентов.
Проект Указания исключает вопросы технической реализации инцидентов защиты информации, указывающих на причины их возникновения, а также обязанность операторов по переводу денежных средств и операторов услуг платежной инфраструктуры по предоставлению сведений о технических способах реализации инцидентов защиты информации. Это не значит, что регулятор не интересует эта информация, просто она уходит в другие формы отчетности.
Первой ласточкой стало положение 552-П, которое требует отправлять данные об инцидентах с АРМ КБР в ФинЦЕРТ в течение 3-х часов после наступления инцидента. Однако этим желание ЦБ получать оперативную информацию об инцидентах не ограничилось. В проекте новой версии 382-П указано, что участники НПС должны сообщать обо всех инцидентах ИБ в ФинЦЕРТ в порядке, установленном Банком России. Логично предположить (хотя 100%-й гарантии не дам), что ЦБ не будет изобретать велосипед и повторит вариант с 552-П, то есть будет требовать сообщать обо всех инцидентах (а не только с АРМ КБР) в течении трех часов.
Таким образом, Банк России хочет изменить подходы к отчетности об инцидентах, заставив своих подопечных (пока только банки и операторов услуг платежной инфраструктуры и операторов платежных систем, но в перспективе не исключаю и остальные финансовые организации) пересмотреть свои системы управления инцидентами в сторону большей оперативности.
Однако, оставался вопрос с PR-составляющей, поскольку необходимо регулярно отчитываться о суммах похищенных или готовящихся к хищению денежных средств - журналисты любят такие показатели. К тому же, важна динамика хищений киберпреступниками. Так, новая версия 203-й отчетности сфокусировалась именно на этом, а точнее на 3-х основных цифрах: суммы готовящихся к хищению средств, суммы незаконно переведенных средств, а также суммы возвращенных средств.
Отметим, вступает новое указание с 1-го января 2018-го года. Однако и это еще не все. В мае в Госдуму был внесен законопроект о внесении изменений в 161-ФЗ "О национальной платежной системе", в котором среди прочего от банков требуется уведомлять ЦБ обо всех мошеннических операциях (перечень будет установлен Банком России).