Мобильные платежи в один клик, одобрение покупок онлайн, игра в финансовую империю и быстрые микрокредиты до зарплаты – таковы перспективы развития онлайн-банкинга в России по мнению специалистов из банковского сообщества. Однако опросы общественного мнения говорят обратное – наши сограждане не доверяют банковской системе как таковой.

За год уровень доверия россиян к банковской системе снизился с 74 до 56%. Об этом свидетельствует данные опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Это самый плохой результат за последние четыре года. В 2012 году банкам доверяли 64%, в 2013-м — 78%. Кредитные организации остаются лидерами рейтинга доверия, чуть меньше россиян доверяют страховщикам (35%), НПФ (19%). Последнее место в рейтинге занимают микрофинансовые организации, им доверяют 8% россиян. 14 мая Михаил Сухов, зампред Центрального банка России, сообщил, что чистый убыток российских банков в апреле составил 20 млрд рублей. Он отметил, что граждане стали возвращать деньги в кредитные организации, за месяц они открыли вкладов на 430 млрд рублей. По оценке АСВ, в 2014 году россияне вывели из банков 1,3 трлн рублей. На этом фоне Rambler решил изучить проблемы, с которыми сталкиваются банки при развитии системы онлайн-банкинга в России, и перспективы виртуальных банков.

По мнению начальника управления стратегических коммуникаций Хоум Кредит банка Ирэны Шкаровской, онлайн-банкинг развивается медленнее, чем хотелось бы и причин этому много. Многим людям комфортнее обслуживаться в традиционных банковских офисах, они боятся и не хотят разбираться в тонкостях интернет-банкинга. Представитель компании Carprice Анастасия Швецова считает, что «можно наблюдать колоссальный разрыв между возможностями интернет- и мобильных банков и современными технологиями. Технологии все время на шаг впереди». По мнению эксперта, пока банки спорили о системе ДБО, оказалось, что платежи и переводы можно совершать в один клик, техподдержке можно написать в чат, а банковская карта становится ненужной, потому что есть бесконтактные платежи с помощью мобильного телефона. 

По данным J'son & Partners Consulting, большинство банков в России имеют качественные решения для интернет- и мобильного банкинга, которые во многом даже опережают зарубежные аналоги. Это и модель полностью дистанционного банка, основанная исключительно на онлайне (Тинькофф Банк), несколько проектов, не имеющих собственной банковской лицензии и работающих на инфраструктуре сторонних банковских организации (Рокетбанк и Инстабанк) или проект ОТП-банка «Touch Bank». На данный момент можно выделить 3 главных вектора развития онлайн-банкинга: развитие мобильных банков, максимальный приоритет на развитие дистанционного банковского обслуживания и всестороннее расширение спектра услуг, которые можно автоматизировать и вывести в онлайн, считает генеральный директор PayQR Глеб Марков. Основная функция онлайн-банка для кредитной организации – снизить расходы на содержание офисов и персонала. Это и желание переложить ответственность за ошибочные платежи на пользователя, считает Марков.

Клиенты хотят максимальной оперативности и интерактивности в работе со своими деньгами. Все больше расчетов происходит в интернете, при помощи QR-кодов и мобильных кошельков, отмечает гендиректор EasyFinance.ru Александр Попов. По его мнению, для работы онлайн будут создаваться новые мобильные финансовые приложения. Банки будут сами, при помощи технологий «больших данных» идентифицировать, какие проблемы клиентов они могут решить при помощи мобильных приложений, и предлагать клиентам готовые решения. По мнению экспертов, получат развитие технологии, работающие через мобильные телефоны. Интересным шагом может стать синхронизация интернет-банка с «умными часами». Клиент сможет одним прикосновением производить простые шаблонные операции и просматривать информацию о счетах, не доставая смартфон, полагает директор направления дистанционного банкинга iBanking «Техносерв Консалтинг» Станислав Мартынов. Онлайн-банкинг будущего будет предоставлять финансовые сервисы под «индивидуальные мерки» каждого клиента. По мнению специалиста, в интернет-банкинг завтрашнего дня придет геймификация, где клиент банка – это персонаж финансовой вселенной. «Такой подход наиболее эффективен на рынках, где проникновение интернет-банка достигло 85%, как это происходит в Европе», – уверен Мартынов.

Популярность онлайн банкинга у потребителей будет стремительно расти, особенно в сегментах P2P (в данном случае – кредитование напрямую с помощью онлайн сервисов, минуя банк) и микрокредитования, считает инвестиционный директор венчурного фонда Prostor Capital Станислав Косоруков. Он приводит в пример онлайн сервисы микрокредитования типа британской Wonga или российской Platiza, которые дают возможность получить деньги, минуя банковский офис. С учетом российской специфики, этот сервис имеет большие перспективы в стране, как и мобильный банкинг. Объем платежей в области мобильного банкинга будет увеличиваться на 30-35% в год, банки будут стараться максимально упростить процесс переводов денежных средств без ввода большого количества реквизитов, большую популярность получат децентрализованные системы платежей типа Bitcoin, считает Косоруков.

Сдерживающими факторами в развитии онлайн-банкинга являются вопросы защищенности совершаемых операций, отмечает ведущий менеджер по развитию бизнеса компании «Информзащита» Алексей Бабенкою. По его мнению, должны соблюдаться классические 3 кита информационной безопасности: сервис должен быть доступен для легитимного пользователя, проводимые операции не искажены, а информация – недоступной для чужих глаз. Также банки должны обеспечить доступность своих онлайн-сервисов, для чего должны обеспечивать защиту от DDoS-атак, установить и наладить механизмы одноразовых паролей, межсетевые экраны уровня приложений, антифрод-системы, которые позволят сократить риски мошеннических операций, как внешних, так и внутренних злоумышленников.

По мнению управляющего директора Модульбанка Якова Новикова, следующие поколения клиентов банков не смогут представить себе жизнь без онлайн-банкинга, как современные дети не представляют себе жизнь без мобильных телефонов. Развитие технологий приведет к тому, что через несколько лет в онлайн перейдут все классические оффлайновые услуги. Выжившие отделения сфокусируются на индивидуальном подходе и будут консультировать по проектному финансированию или ипотеке. «Смешение различных финансовых отраслей приведет к рождению совершенно новых решений – банк-бухгалтерия или, что еще лучше, комплексное управление финансами», – считает Новиков. По оценкам аналитиков, оборот интернет-банкинга в России в 2014 году увеличился на 35% до 1,14 трлн руб. Сегмент мобильного банкинга вырос примерно на 40% до 15 млрд рублей, сообщал ранее BIS Journal.

 

Марина Бродская
21 мая, 2015

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

02.07.2025
Сотрудникам Microsoft не уйти от использования ИИ. Как и всем остальным…
02.07.2025
Полицейские констатируют резкий рост киберпреступности в Африке
02.07.2025
Мнение: Один «суверенный» процессор обойдётся в 5 млрд рублей
02.07.2025
Количество атак ClickFix выросло шестикратно за полгода
02.07.2025
Мигранты в США играют с «таможенниками» в киберпрятки
02.07.2025
Греф — о цифровом рубле: Я не понимаю, зачем он нужен
01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных