
Российские ИТ-вендоры считают, что введение НДС, двукратное увеличение ставки страховых взносов и снижение уровня применения УСН до 10 млн руб. для компаний отрасли может перечеркнуть все результаты, которых им удалось достичь за последние годы благодаря господдержке. Речь о внесённом 29 сентября в Госдуму законопроекте, предусматривающем изменения в Налоговый кодекс.
Особенно, по словам айтишников, пострадают субъекты МСП, для которых налоговая нагрузка вырастет в 5-6 раз, что неизбежно приведёт к закрытию многих из них, а значит, ощутимо замедлит технологическое развитие страны в целом.
Более 40% ИТ-компаний, чей годовой доход не превышает 60 млн рублей, окажутся на грани выживания. В связи с этим они будут вынуждены повысить цены на свои решения примерно на треть, но в уже сформированных ИТ-бюджетах заказчиков значится подорожание не более чем на 10%. Таким образом, разработчики придут к сокращению штата на те же 10%, оттоку кадров за границу, банкротству и поглощению небольших компаний, в том числе из направления гособоронзаказа и КИИ.
Наталья Касперская, председатель правления АРПП «Отечественный софт», высказалась по этому так: «ИТ-отрасль сейчас растёт, ведёт проекты по импортозамещению, но мы только на середине пути. Увеличение налоговой нагрузки в этот момент обернётся катастрофичными последствиями для ИТ-сферы — потерей финансовой устойчивости, нехваткой средств на новые разработки и развитие бизнеса, ростом цен, невыполнением обязательств перед заказчиками, банкротствами. С потерей дохода айтишники могут переключиться на дистанционную работу на иностранные компании или эмигрировать. Эффект такого решения будет нулевым, а скорее всего — отрицательным».
Николай Комлев, исполнительный директор АПКИТ, дополнил коллегу: «Экономика не только выстояла, но и продолжила рост, несмотря на уход западных вендоров и прекращение поддержки их ПО. Значительную роль в этой устойчивости сыграли отечественные ИТ-компании, сумевшие поддержать КИИ. Нельзя недооценивать и роль ИТ как главного инструмента повышения производительности труда во всех отраслях. Предлагаемые Минфином налоговые изменения для ИТ-сектора нанесут удар не только по ИТ-бизнесу, но по цифровизации всех секторов экономики. Авторы законопроекта не учли мультипликативного эффекта, не учли неизбежной потери инвестиционной привлекательности ИТ-бизнеса и технологического отставания, то есть не попытались оценить всех потерь госбюджета от этих нововведений. Мы не можем поддержать существующую версию законопроекта и предлагаем создать совместную рабочую группу государства и бизнеса для оценки всех последствий налоговых изменений и о любых изменениях считаем важным предупреждать бизнес не менее, чем за год и предусматривать переходный период».
Антон Огарков, замруководителя ИТ-комитета «ОПОРЫ России», считает, что малые и средние ИТ-компании сегодня являются ключевыми участниками цифровой трансформации экономики, создают рабочие места, развивают отечественный софт и способствуют импортонезависимости в критически важных технологических направлениях: «В условиях текущей экономической ситуации рост налоговой нагрузки на разработчиков может иметь обратный эффект — вместо увеличения доходов бюджета привести к сокращению числа действующих компаний, снижению инвестиций в НИОКР и оттоку квалифицированных кадров».
Алексей Щеглов, председатель правления Ассоциации «МИТ — Мы ИТ», добавил, что важно не только отказаться от планируемых налоговых изменений, но и провести анализ действующих льгот для компаний — резидентов ИНТЦ, включая "Сколково", чтобы им не приходилось, как сейчас, совмещать различные налоговые льготы для обеспечения оптимальной налоговой нагрузки: «Считаем крайне важным привести эти меры и налоговые режимы в соответствие с текущими условиями ИТ-хабов соседних дружественных стран, таких как Казахстан и Узбекистан, а лучше — создать для российских инновационных проектов ещё более привлекательные условия».
Кирилл Варламов, генеральный директор ФРИИ в свою очередь отметил: «Весь мир создавал софт в течение многих лет, российские же разработчики вынуждены это делать в предельно сжатые сроки, много вкладывая в развитие. Предлагаемые налоговые изменения для ИТ-отрасли фактически приведут к появлению у софтверных компаний дополнительного оборотного налога в 30%, пережить который будет сложно при среднеотраслевой рентабельности в 10%, а стартапы вовсе получат "тройное удушение". Необходимо искать альтернативу. По НДС, например, сохранить льготы, увеличив при этом налог на прибыль на 2,5-3 п. п. для всех аккредитованных Минцифры ИТ-компаний. Это обеспечит бюджету дополнительные отчисления, сопоставимые с поступлениями по НДС, и справедливо распределит по игрокам отрасли налоговую нагрузку».
Наконец, Валентин Макаров, президент РУССОФТ, подытожил коллективное обращение такой мыслью: «Развитие индустрии ПО замедляется на фоне охлаждения экономики, рост продаж ПО и услуг в России замедлился с 34% в 2023 году, до 24% в 2024-м (прогноз был 32%) и ожидается рост всего на 15% в 2025 году. Инвестиционная привлекательность ИТ-индустрии падает, о чём говорит снижение котировок акций ИТ-компаний на фондовом рынке на 35%-40%. Аргументация Минфина о необходимости выравнивания условий ведения бизнеса с другими секторами экономики для обоснования повышения налоговой нагрузки на ИТ-отрасль никак не соответствует мировой практике. На этапе становления Нового технологического уклада, базирующегося на достижениях ИТ, все мировые лидеры в приоритетном порядке финансируют и развивают отрасль ИТ, которая является стратегической. При резком усилении налоговой нагрузки на индустрию ПО Россия в принципе не сможет с ними конкурировать и претендовать на роль одного из технологических лидеров».