
Эффективная кибербезопасность сыграла ключевую роль в дерзкой атаке украинских беспилотников на российские стратегические бомбардировщики на этой неделе, заявил ведущий правительственный эксперт по безопасности, директор операций Национального центра кибербезопасности (NCSC) Пол Чичестер в ходе конференции Infosecurity Europe в Лондоне.
Ветеран GCHQ (правительственное управление по связи Великобритании) утверждал, что украинские кибероператоры пришли к такому результату, просто держа российскую разведку в неведении относительно плана. Как сообщается, операция «Паутина» разрабатывалась 18 месяцев, и в ней было задействовано более сотни беспилотников, провезённых контрабандой в грузовиках. Коптеры нанесли удары по авиабазам по всей России, некоторые из которых находились на расстоянии 8000 км от Украины.
В то же время Чичестер сделал предостережение о том, что РФ, Китай и другие страны накапливают опыт и возможности, выходящие далеко за рамки кибершпионажа. Он сослался не только на интеграцию Россией киберпространства в военные операции в Украине, её постоянные усилия по подрыву деятельности западных институтов, но и на передовые китайские группы, такие как Volt Typhoon и Salt Typhoon.
Геополитически ориентированный доклад Чичестера завершился несколькими советами для руководителей корпоративных служб безопасности. Киберпространство всё чаще становится инструментом скрытого государственного управления, которое подчинено определённой логике. Доступ к сложным технологиям выходит за пределы России, Китая, Ирана и Северной Кореи. Поэтому необходимо анализировать, как геополитика влияет на киберстратегию.
«Большинство крупных предприятий будут работать в регионах, где геополитика всё более усложняется. Как вы включите свой разговор с советом директоров компании в более широкий разговор о рисках? — поставил вопрос Чичестер. — В конце концов, киберпространство — это не совсем техническая вещь. Это инструмент, который кто-то использует, будь то преступник или государство. И следует учитывать данный риск в своей работе».
Усам Оздемиров