Банкиры будут проверять ментальное состояние потенциальных заёмщиков?

По итогам совещания по экономическим вопросам Владимир Путин поручил правительству совместно с Банком России до 1 декабря продумать дополнительные механизмы борьбы с хищением средств мошенниками, которые применяют методы социальной инженерии. «Известия» опросили экспертов и попытались разобраться в вопросе.

Предотвращение финансового мошенничества — идеальное поле для развёртывания возможностей искусственного интеллекта на всех этапах деятельности скамеров, считают специалисты: «умные» алгоритмы, отсекающие преступника по ключевым фразам ещё на стадии телефонного звонка, созданы; теперь необходимо их массовое внедрение сотовыми операторами в режиме реального времени.

В сегменте банковских операций уже реализованы законодательные меры по распознаванию подозрительных транзакций и приостановке операций без согласия клиента. Перспективы дальнейшего совершенствования банковских антифрод-систем лежат в плоскости развития их прогностических возможностей.

Для усиления борьбы с мошенниками нужно создать специализированное ведомство, которое будет координировать работу как банковского сектора, так и правоохранительных органов. Это позволит оперативно обмениваться информацией и принимать адекватные решения, полагает один из собеседников «Известий».

Решение проблемы цифрового скама должно носить комплексный характер и включать все возможные правовые инструменты, необходимо повышать уровень финансовой грамотности и критического мышления граждан. Возможно, потребуется введение обязательного страхования финансовой ответственности и ужесточение процедуры получения займов. В частности, может быть установлен «период охлаждения» между принятием кредитором решения о предоставлении займа физическому лицу и фактической передачей денег. В качестве крайней меры борьбы прозвучали предложения ввести проверку психического и эмоционального состояния заемщика. Это будет дополнительным барьером при взятии кредита, который потом перечисляется мошенникам.

Среди предложений экспертов также прозвучали усиление контроля за деятельностью операторов связи и финансовых организаций, чьи недобросовестные сотрудники могут способствовать совершению преступлений путём незаконной передачи персональных данных клиентов, и установление более длительного интервала при осуществлении расчётов и снятии наличных средств выше определённой суммы.

Важный аспект борьбы — максимальное освещение всех спектров этой тематики в СМИ.

По оценкам «Сбера», примерно половина похищаемых телефонными мошенниками денег сейчас выводится через приложение бесконтактной оплаты, до 30% средств — с помощью me2me-переводов, на «безопасные счета» в менее защищённом банке, откуда их легче похитить. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в 2024 году, 4% россиян значительно пострадали финансово от действий телефонных скамеров.

3 октября, 2024

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

16.07.2025
Экспедиторы-экстремисты и другие законотворческие сущности
16.07.2025
Просмотр материалов «сомнительных лиц» не является нарушением
16.07.2025
Пентагон получит свой военно-ориентированный «Грок»
16.07.2025
Мнение: Целостность персональных и финансовых данных является вопросом нацбезопасности
16.07.2025
«Сбер»: Финансовая грамотность — это шаг к самостоятельности
16.07.2025
ISACA устраняет пробелы в опыте присвоением статуса младшего специалиста CISA
15.07.2025
ИБ-платформа Security Vision вошла в реестр ГосСОПКА
15.07.2025
«ИИ попросту не может заменить ценную человеческую экспертизу»
15.07.2025
Кибермошенники вовсю используют авиаповестку
15.07.2025
К национальному мессенджеру — национальный скам-фильтр?

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных