Банкиры будут проверять ментальное состояние потенциальных заёмщиков?

По итогам совещания по экономическим вопросам Владимир Путин поручил правительству совместно с Банком России до 1 декабря продумать дополнительные механизмы борьбы с хищением средств мошенниками, которые применяют методы социальной инженерии. «Известия» опросили экспертов и попытались разобраться в вопросе.

Предотвращение финансового мошенничества — идеальное поле для развёртывания возможностей искусственного интеллекта на всех этапах деятельности скамеров, считают специалисты: «умные» алгоритмы, отсекающие преступника по ключевым фразам ещё на стадии телефонного звонка, созданы; теперь необходимо их массовое внедрение сотовыми операторами в режиме реального времени.

В сегменте банковских операций уже реализованы законодательные меры по распознаванию подозрительных транзакций и приостановке операций без согласия клиента. Перспективы дальнейшего совершенствования банковских антифрод-систем лежат в плоскости развития их прогностических возможностей.

Для усиления борьбы с мошенниками нужно создать специализированное ведомство, которое будет координировать работу как банковского сектора, так и правоохранительных органов. Это позволит оперативно обмениваться информацией и принимать адекватные решения, полагает один из собеседников «Известий».

Решение проблемы цифрового скама должно носить комплексный характер и включать все возможные правовые инструменты, необходимо повышать уровень финансовой грамотности и критического мышления граждан. Возможно, потребуется введение обязательного страхования финансовой ответственности и ужесточение процедуры получения займов. В частности, может быть установлен «период охлаждения» между принятием кредитором решения о предоставлении займа физическому лицу и фактической передачей денег. В качестве крайней меры борьбы прозвучали предложения ввести проверку психического и эмоционального состояния заемщика. Это будет дополнительным барьером при взятии кредита, который потом перечисляется мошенникам.

Среди предложений экспертов также прозвучали усиление контроля за деятельностью операторов связи и финансовых организаций, чьи недобросовестные сотрудники могут способствовать совершению преступлений путём незаконной передачи персональных данных клиентов, и установление более длительного интервала при осуществлении расчётов и снятии наличных средств выше определённой суммы.

Важный аспект борьбы — максимальное освещение всех спектров этой тематики в СМИ.

По оценкам «Сбера», примерно половина похищаемых телефонными мошенниками денег сейчас выводится через приложение бесконтактной оплаты, до 30% средств — с помощью me2me-переводов, на «безопасные счета» в менее защищённом банке, откуда их легче похитить. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в 2024 году, 4% россиян значительно пострадали финансово от действий телефонных скамеров.

3 октября, 2024

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам
30.06.2025
Россиян превращают в дропперов особо изощрённым способом
30.06.2025
Банк России сдал нулевой срез по цифровому рублю
30.06.2025
Половина безопасников хочет приостановить развёртывание GenAI

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных