
В Госдуме собираются рассмотреть поправки, предлагающие штрафовать за поиск «заведомо экстремистских материалов», за «распространение рекламы программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен», а также за передачу SIM-карты или учётных данных третьим лицам.
Но обсуждаемый документ, по заверению одного из его авторов, зампреда думского комитета по безопасности Эрнеста Валеева, «какие-то новые рычаги правоохранителям не даёт»: «Чтобы остановить гражданина на улице и что-то начать у него проверять, у того, кто это затевает, должны быть полномочия. Мы в этой части законодательство не меняем никакое: ни закон о полиции, ни закон о Федеральной службе безопасности. Поэтому остановить и что-то начать проверять в связи с этим [законопроектом] никто не может»
«Если человек умышленно ищет такие материалы, вряд ли он может сослаться на неграмотность. Я не знаю таких людей. Есть реестр федеральный, он открытый, в него включаются экстремистские материалы. Если кто-то начинает искать эти материалы, он должен посмотреть, что он ищет. Если он ищет экстремистские материалы, его накажут, потому что по неосторожности искать экстремистские материалы невозможно», — считает депутат.
С разъяснением резонансного текста выступил и первый зампред конституционного комитета Совфеда Артём Шейкин: «Сами по себе попытки зайти на заблокированные в России сайты и в приложения не образуют административного правонарушения». Ответственность, по словам сенатора, «наступает только за умышленный поиск и доступ к материалам, которые включены Минюстом в список экстремистских по решению суда».
«Обычный просмотр страниц, даже материалов иноагентов или "сомнительных лиц", если они не включены в этот список, не является нарушением», — подчеркнул Шейкин. Также он заверил, что не планируется наказывать за само обсуждение технологии VPN в публичном поле: «У нас есть чёткое определение рекламы в законе. Если человек делится мнением, обсуждает плюсы и минусы технологии, — это не реклама, и, соответственно, не подпадает под запрет. Реклама — продвижение продукта, направленное на привлечение новых пользователей, а использование — частное применение технологии самим пользователем».
В этой части, как пояснил представитель Совфеда, правоохранители подключатся, когда кто-то прибегнет к помощи VPN «для доступа к экстремистским материалам, совершения преступлений, анонимизации киберугроз и мошенничества».