За первое полугодие текущего года у российских компаний зафиксировано 144 случая утечки данных, включавших 46 млн уникальных e-mail-адресов и 140 млн телефонных номеров, говорится в исследовании сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI.
Объём утечек персональных данных за первые шесть месяцев лишь на 14% превысил объём аналогичного периода 2023 года, а их число снизилось, пишет CNews. Это минимальный прирост за всё время проведения исследований, отмечают аналитики. Ранее рост объёма утечек за первую половину 2024-го к аналогичному периоду прошлого составлял не менее 40%.
По данным экспертов, за шесть месяцев 2023 года произошло более 207 утечек, содержавших около 86 млн уникальных телефонных номеров и 74 млн уникальных e-mail-адресов. Почти в три раза — с 60 до 20 — снизилось число крупных утечек данных с объёмом более 1 млн записей. В исследовании рассматривались утечки, обнаруженные сервисом DLBI и опубликованные на сайтах в даркнете, а также закрытых и публичных форумах и в Telegram-каналах.
В тройке лидеров по числу утечек электронная коммерция (46% всех инцидентов), ритейл (16%), информационно-развлекательные ресурсы (10%). Лидером по объёму остаётся финансовый сектор, где произошли утечки данных онлайн-МФО общим объемом более 80 млн записей. В 2023 году большинство утечек произошло из e-commerce и ритейл-проектов, лидировали бонусная программа «СберСпасибо» (52,4 млн записей) и сеть «Спортмастер» (45,9 млн записей).
Основным источником утечек остаются взломы с использованием известных уязвимостей сетевой инфраструктуры или хищения данных для удалённого доступа к ней. Среди тенденций 2024 года эксперты DLBI назвали сокращение числа утечек из министерств и ведомств, а также появление нового сегмента — провайдеров связи: на него пришлось около 800 тыс. записей утекших данных. Во многом это связано с активизацией работы по закрытию уязвимостей и переоринетацией хакеров на мелкие проекты.
Озабоченность экспертов вызывает тренд на рост утечек из ИT-аутсорсинговых компаний, а также разработчиков мобильных приложений и онлайн-сервисов, что связано с массовым переходом компаний на отечественное ПО и невысокой ИБ-культурой разработчиков.