Сервис подтверждения возраста для категоризированных товаров (алкоголя и продукции, содержащей никотин) может заработать уже в 2024 году, рассказал «Известиям» генеральный директор АНО «Центр биометрических технологий» (ЦБТ) Владислав Поволоцкий. Компания является оператором государственной Единой биометрической системы (ЕБС).
ЦБТ заинтересован в развитии такого сервиса — он может стать альтернативой покупки товаров с возрастным ограничением. Возможность подтвердить возраст в магазине с помощью слепка лица будет у граждан, которые сдали данные в ЕБС. Подойдёт даже упрощённая биометрия, которая предполагает наличие селфи в приложении «Госуслуги Биометрия» и подтвержденную учетную запись на госпортале. Также для доступа к сервису потребуется подтверждённый цифровой профиль.
При этом массовое внедрение сервиса потребует времени для настройки терминалов и касс самообслуживания, а также интеграции информационных систем, пояснили «Известиям» в пресс-службе ЦБТ. Тем не менее, значительная часть торговых точек уже оборудована устройствами, позволяющими проводить оплату и подтверждать возраст с помощью распознавания лица.
Компания X5 Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка») планирует реализовать технологию подтверждения возраста на кассах самообслуживания. Однако окончательное решение будет зависеть от итоговых параметров подключения сети к ЕБС, стоимости операций по проверке возраста, а также формата взаимодействия с согласиями на обработку персональных данных. Заинтересованность в идентификации покупателей по цифровому паспорту высказали и в сети «Магнит».
В РФ уже действует несколько проектов, позволяющих оплачивать покупки лицом. Такая возможность есть во многих торговых точках через сервис «Сбера» «Плати улыбкой». Тестирование оплаты по лицу сейчас в закрытой группе проводят совместно Банк России, НСПК и ЦБТ.
Биометрия как способ оплаты отличается безопасностью — благодаря ей банки уже сейчас могут более качественно идентифицировать клиентов, прокомментировали идею в Банке России. Помимо того, за счёт скорости процесса время на обслуживание покупателя уменьшается, что поможет сократить очереди в магазинах и увеличить скорость похождения платежей, отмечают эксперты финансовой сферы. В сочетании с технологией идентификации это поможет облегчить рутинные процессы для работников сети.