С февральскими событиями прошлого года завершился длившийся около 30 лет период доминирования «западного» ПО на российском рынке и преобладания продаж в США и Европе в экспортных доходах российских софтверных компаний, считают в Ассоциации РУССОФТ.
При этом эксперты отмечают, что переход с решений западных вендоров ПО на российские аналоги растянется на годы. То же самое касается процесса снижения продаж отечественных программных продуктов и услуг по заказной разработке ПО на рынках «недружественных стран» и их переориентации на другие зарубежные рынки.
Однако оба процесса стали фактически необратимыми после прекращения работы в России западных ИТ-компаний, а также после установления высоких барьеров для работы российских софтверных компаний на прежде основных для них зарубежных рынках — европейском и североамериканском.
«В 2022 году после начала СВО и последующего введения многочисленных санкций можно говорить о том, что напрямую из России работать в странах Запада стало практически невозможно. Доля продаж, которые осуществлялись в этих странах, сократилась примерно вдвое при наличии предпосылок для её дальнейшего сокращения», — констатируют в РУССОФТ.
В соответствии с новой реальностью появилось новое деление: вместо «Западного мира» появилась группа рынков «недружественных стран», а вместо «Новых рынков» — рынки «дружественных стран». Япония, кстати, оказалась в числе «недружественных стран», хотя ранее рассматривалась как перспективный новый рынок.
«Но совокупные продажи на японском рынке российских разработчиков ПО были незначительными на фоне продаж в ЕС и США, а потому ими можно пренебречь», — считают в РУССОФТ.
В распределении продаж российской индустрии разработки ПО по географическим регионам в 2022 и 2023 годах предполагается небольшое занижение доли рынка «недружественных стран», полагают в Ассоциации.
«Можно обоснованно предположить, что не все опрошенные компании сообщили о том, что продолжают работать в этих странах — во избежание применения к ним санкций. Если данное предположение верно, то показатель объёма продаж в "России и Ближнем зарубежье" окажется несколько завышенным», — отмечают эксперты РУССОФТ.