Жертвам социальной инженерии пока удалось вернуть лишь 5% потерянных денег

В 2022 году клиенты отечественных банков отдали больше денег мошенникам; при этом вернуть удаётся меньшую часть, чем ещё год-два назад. Такую статистику озвучил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков на конференции IT-SecurityDay2022 во вторник.

По итогам 2021 года хищения из финансовой сферы составили около 13,5 млрд рублей. Это только официальные сведения – те, что имеются у Центробанка по заявлениям клиентов, – сказал Войлуков. – Что касается нынешнего года, то поначалу мы видели некий спад, но этот оптимизм оказался временным: по итогам первого полугодия показатель вырос на 4% и есть основания полагать, что годовая цифра тоже вырастет.

При этом жертвам социальной инженерии пока удалось вернуть лишь 5% потерянных денег. Это меньше, чем в 2020 и 2021 годах (тогда процент возврата составлял 11% и 7% соответственно). По словам Алексея Войлукова, отчасти улучшить ситуацию может недавно внесённый в Госдуму РФ проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"». Этот документ призван усовершенствовать механизм противодействия хищению средств с банковских счетов. Первое чтение намечается на начало ноября; в экспертном сообществе надеются, что уже с нового года закон вступит в силу.

Финансовые учреждения должны будут всеми доступными способами убеждаться, что операцию проводит сам клиент. Для этого есть определённые признаки – например, так называемая «чёрная база» Центробанка, где содержатся скомпрометированные телефоны и реквизиты устройств. В случае подозрений банку необходимо будет связаться с клиентом, – рассказал вице-президент АБР.

При этом, даже если человек подтверждает операцию – например, находясь под длительным влиянием злоумышленников – но в службе безопасности банка абсолютно уверены, что платёж мошеннический, то банку дается право на два дня приостановить его. А за проведение платежей на заведомо скомпрометированные счета на банки возлагается ответственность – возврат клиенту средств за собственный счет, и не позднее, чем через 30 дней. Ещё одна полезная норма законопроекта расширяет и дополняет существующие механизмы – финансовые учреждения станут отслеживать не только отправителя, но и получателя средств. Пока деньги не поступили на счёт мошенника, их можно будет вернуть назад.

Впрочем, по мнению Алексея Войлукова, новый закон не решит одну важную проблему: даже если клиент достаточно быстро «опомнился» и понял, что его обманули, но деньги уже ушли из его банка – сделать ничего нельзя. Со своей стороны в Ассоциации банков России работают над разработкой ещё одного нормативного акта – между собой эксперты называют его «законом 25 дней».

Речь о том, чтобы при обращении обманутого человека в службу безопасности финансового учреждения можно было оперативно заморозить на 25 дней спорную сумму уже на счёте контрагента. Это вполне возможно реализовать при условии хорошего электронного взаимодействия между различными ведомствами – в частности, Центробанком и правоохранительными органами. Однако эта инициатива пока не нашла поддержки у регулятора – там опасаются, что она доставит неудобства не только мошенникам, но и добросовестным получателям.

18 октября, 2022

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

08.09.2025
ЛК: ОС, не получающая обновлений, похожа на дом с прогнившим забором
08.09.2025
«Переход на российские решения становится не рекомендацией, а жёстким требованием закона»
08.09.2025
InfoDiode SMART light: новая компактная модель InfoDiode для защиты данных
05.09.2025
Google сохранит за собой Chrome и Android. Но есть нюанс…
05.09.2025
ICE возобновляет контракт с поставщиком шпионского ПО Paragon
05.09.2025
«Госуслуги», банки, магазины и кино. Первый взгляд на «белые списки»
05.09.2025
Атаки на Salesforce озаботили команду безопасников Google
05.09.2025
Киберинцидент с Jaguar прозвучал особенно громко
04.09.2025
Швейцария показала свою «нейтральную» языковую модель
04.09.2025
«Мы обязаны заблокировать все звонки, которые идентифицируются как массовые»

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных