Современные технологии кредитно-финансового сектора содержат в себе как плюсы, так и минусы — от платежей с помощью ссылок, QR-кодов и цифровой валюты до биометрии и новейших веб-технологий. Более подробно об этом в своем выступлении на пресс-конференции «Кибербезопасность 2020-2021: тенденции и прогнозы» рассказал руководитель группы исследований безопасности банковских систем Positive Technologies Максим Костиков.

 

Проблемы антифрод-решений

Чем больше банки пытаются обезопасить своих клиентов, тем с большим количеством трудностей клиенты будут сталкиваться из-за ошибок защиты. Любая автоматизированная система строится на основе анализа эффективности. Алгоритм определения мошеннических транзакций может быть строгим — тогда растет количество выявляемых подозрительных операций, но чаще останавливаются платежи, либо, наоборот, более щадящим — тогда уменьшается количество ошибочно остановленных платежей, но и больше мошеннических платежей проходят незамеченными. Решением проблемы станет баланс между безопасностью и своевременным исполнением платежей, потребностями бизнеса.

«Ошибки автоматизации и связанные с ними риски — основная проблема современных антифрод-решений. Попытки выявить платежи, нехарактерные для клиента, иногда приводят к ложным срабатываниям и блокированию легитимных платежей. Уменьшить количество ложных срабатываний и предотвратить ошибочную блокировку платежей поможет широкое внедрение автоматизации с использованием больших данных. При этом полностью избежать ложных срабатываний антифрод-решений вряд ли удастся», — пояснил Максим Костиков.

 

Цифровой рубль и риски блокчейн-технологий

Одним из путей повышения эффективности анализа платежей является блокчейн и распределенные реестры, обеспечивающие прозрачность платежа на каждом этапе. Необходимые шаги в этом направлении уже делаются: недавно анонсированный Центробанком цифровой рубль, например, основан именно на блокчейн-технологиях. Как и все новое, это направление порождает риски, с которыми индустрия еще не сталкивалась.

«В подобных системах самым слабым местом всегда является доступ клиента к системе платежей, к самому электронному кошельку. Можно делать супернадежные блокчейн-системы, но все равно останется возможность путем взлома веб-интерфейса или атаки на устройство клиента получить доступ к деньгам клиента», — сказал эксперт Positive Technologies.

Вместе с тем, бизнес позитивно оценивает возможность использования смарт-контрактов, когда условия договора оформляются не в виде юридического текста, а в виде алгоритма, где на каждом этапе можно вычислить, выполнил контрагент свои обязательства или не выполнил. Но это алгоритм, который пишут люди, а людям свойственно ошибаться. По словам Максима Костикова, в код смарт-контракта могут быть внесены ошибки и даже умышленные закладки, что открывает совершенно новую страницу в истории финансовых махинаций.

«Проблема в том, что сама идея уязвимости в тексте договора, которая может использоваться злоумышленником, нова для индустрии. Нужно нарабатывать опыт, учиться находить такие уязвимости и противодействовать мошенничеству, связанному с их использованием», — пояснил эксперт.

Он также отметил, что серьезную проблему представляет проблема распределенных реестров в случае совершения мошеннических действий. Одну отдельную финансовую операцию невозможно «откатить» назад, потому что в этом случае непонятно, что делать с легитимными операциями, происходившими в это же время. Ключевым аспектом использования цифровых денег является обеспечение подлинности операций, для чего операция криптографически подписывается. При этом важна реализация отечественных криптографических алгоритмов в программном обеспечении, обеспечивающем существование цифровых денег и смарт-контрактов.

«Объединение усилий бизнеса и регуляторов — залог успешной реализации смарт-контрактов и распределенных реестров. Это задача, которую предстоит решить в будущем» — сказал Максим Костиков.

 

Киберриски быстрых платежей и телефон как платежное средство

Система быстрых платежей, запущенная 28 февраля 2019 года, позволяет клиентам банков переводить деньги по номеру мобильного телефона и платить за товары в торговых точках по QR-коду вне зависимости от того, в каком банке открыты их счета. Кроме несомненного удобства, система быстрых платежей принесла пользователям и новые риски, ведь клиент идентифицируется не по паспорту, как в отделениях банков, и не по связке «кредитная карта — код подтверждения», как в традиционных системах, использующих протокол 3-D Secure, а по номеру телефона, к которому привязана банковская информация плательщика.

«Использование телефона в качестве удостоверения личности (и даже в качестве идентификатора получателя, как это делает система быстрых платежей) несет дополнительные риски. Например, процедуры восстановления утерянных сим-карт позволяют мошенникам получить в свое распоряжение сим-карту клиента банка, а уязвимости банковских приложений — привязать номер телефона жертвы к своему собственному счету. К традиционным способам мошенничества добавляются новые, связанные с использованием телефона», — поделился эксперт Positive Technologies.

Также стоит отметить, что биометрия как способ идентификации клиента набирает популярность, но и она несет в себе серьезные риски. Говоря об очень высокой надежности биометрической идентификации, обычно приводят в качестве примера идентификацию по отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаза: такие методы действительно имеют очень низкий коэффициент ошибок. Но для дистанционной идентификации клиентов предлагаются совсем другие биометрические методы — идентификация по изображению лица и записи голоса. Такие методы имеют сравнительно низкую надежность, делающую возможным применение дипфейков — автоматической генерации изображения и голоса, которые успешно проходят биометрическую верификацию.

При этом практика показывает, что надежность идентификации практически не влияет на возможности мошенников: в большинстве случаев злоумышленники обходят механизмы аутентификации клиента или с помощью социальной инженерии, или с помощью уязвимостей в платежных приложениях.

«К сожалению, многие инициативы банковского сектора по противодействию мошенникам, такие как создание единого реестра сим-карт, введение ограничений на разовую операцию в системе быстрых платежей, — клиенты часто воспринимают негативно. Переломить подобное отношение, привить пользователям навыки элементарной цифровой гигиены — серьезная задача для банковского сообщества на ближайшие годы», — заключил Максим Костиков.

31 января, 2021

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора
06.11.2025
Шадаев: Новая каспийская ВОЛС ускорит цифровизацию всех стран региона
06.11.2025
ARinteg укрепляет свои позиции на рынке промышленной безопасности России
06.11.2025
Servicepipe FlowCollector научился выявлять «хирургические» атаки на уровне портов
06.11.2025
Отсутствие единых стандартов внедрения тормозит цифровизацию промсектора
05.11.2025
Скамеры меняют «выплаты» на ПДн
05.11.2025
В компании «Т1 Интеграция» провели тестирование программного комплекса MFASOFT Secure Authentication Server
05.11.2025
Google и Nvidia ищут энергию для своих ЦОДов в космосе

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных