
Хайп, связанный с технологией RPA (Robot Process Automation), докатился до России. А события недавнего времени с новейшими Боингами заставляют с особым вниманием относиться к новостям о перспективах замены людей роботами. Эксперты, выступившие на мероприятии «ABBYY DIGITAL BANKS: Смогут ли цифровые сотрудники заменить банковских специалистов?», пришли к выводам, которые должны успокоить общество.
Подавляющим большинством (против – только один голос при одном высказавшемся аморфно) принявшие участие в финальной дискуссии лица высказались за то, что внедрение RPA призвано лишь освободить сотрудников банков от рутинной утомительной работы, а в перспективе, в «должности» помощника, обладающего ИИ, снабдить аналитикой для принятия решений. Совершенно однозначно докладчики, входящие в круг ответственных за цифровую трансформацию в ВТБ, Альфа-Банке, банке АК Барс Цифровые Технологии, Сбербанке в тех или иных выражениях сформулировали именно эти идеи.
Представитель компании UiPath, являющейся по нынешней деловой классификации «единорогом» и одним из представителей той тройки лидеров, что со своими партнёрами подмяла под себя около 70% рынка RPA, официально заявил(а), что цель UiPath – каждому сотруднику компьютерного помощника. Т.е. увольнения при внедрении RPA не планируются, всем должно быть только хорошо. В Альфа-Банке, например, RPA – это, в числе прочего, ещё и инструмент для решения задачи удвоения бизнеса. В обычной жизни финансовая экономия на содержании процессов, подвергшихся «RPA-трансформации», может доходить до 80%. Временная эффективность (ускорение процессов) в несколько раз. В Сбербанке характерная «точность» работы RPA-процессов на уровне «4-х девяток».
В неосведомлённом коллективе проект по внедрению RPA может натолкнуться на непонимание «айтишников», которым может показаться, что «подчистку хвостов» состоявшейся «большой автоматизации» они могут провести сами. Однако, как отмечали все выступавшие, а особенно ярко – представитель Сбербанка, написавший свою первую программу для бухгалтеров около трёх десятков лет тому назад, на коммерчески доступной RPA-платформе и вооружившись плагинами к ней, примером которых могут служить решения для распознавания образов, созданные в ABBYY, сделать это можно существенно быстрее, в некоторых проектах – месяца за полтора.
Уместно заметить, что доклад директора по цифровой трансформации Департамента ИТ ПАО ВТБ помимо сквозной темы мероприятия – возможность недорогой и быстрой замены утомительной ручной «сшивки» десятков банковских систем её автоматизированным RPA-аналогом, представил подход к планированию и реализации инновационных процессов цифровой трансформации организации, существенно выходящей по своим масштабам за «средние» рамки.
Не обошлось и без модной биометрии. Доклад руководителя направления развития перспективных продуктов АК Барс Цифровые Технологии в дополнение к основной теме приподнял завесу над оригинальным решением своего подразделения для распознавания лиц и сквозной идентификации клиентов банковских сервисов и сервисов программ лояльности.
Анонсированный в программе формат мероприятия «ABBYY DIGITAL BANKS: Смогут ли цифровые сотрудники заменить банковских специалистов?»,– кейс-клуб. Уровень каждого (определённо без преувеличения) из представленных докладов вполне мог претендовать на центральное выступление специализированной конференции и по форме, и по содержанию. И лишь жёсткая политика модератора не позволила мероприятию выйти за ранее очерченные временные рамки из-за заинтересованной активности слушателей.