26 августа, 2019, BIS Journal №3(34)/2019

Предмету ОБЖ – цифровую модернизацию


Никитина Татьяна

Заместитель директора (ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»)

Формировать культуру информационной безопасности граждан России следует со школьной скамьи.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен быть актуализирован в соответствии с реалиями и угрозами цифрового общества, чтоб стать практически ценным и интересным для учащихся. Предстоит соответствующая переподготовка педагогов, преподавателей этого предмета. Сделать это помогут объединённые усилия администрации учебных заведений, методистов, родителей учащихся, экспертов по информационной безопасности и государственных регуляторов.

 

УЙТИ ОТ ФОРМАЛИЗМА И СКУЧНОСТИ

Формирование и продвижение культуры информационной безопасности у граждан России ‑ актуальная задача, важный элемент общей безопасности жизни в современном обществе. Решение этой задачи нужно начинать с самого раннего возраста, на школьной и студенческой скамье – в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» применительно к угрозам, которые сопутствуют электронным сервисам и устройствам.

В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) − учебный предмет в системе начального, общего и среднего профессионального образования, воспитывающий культуру безопасности. Целями обучения являются:

  • подготовка обучаемых к безопасному поведению как в повседневной жизни, так и в опасных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни,
  • приобретение умений и навыков оказания первой помощи;
  • усвоение начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности граждан и подготовка к военной службе.

Готовность и умение противостоять «цифровым» угрозам», профилактика и предотвращение вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества, в том числе через интернет, напрямую относится к области ОБЖ. Вопрос в том, что эта тема должна быть прямо представлена в учебном курсе, иметь прямое отношение к практической жизни, понятно и интересно подаваться.

Культура безопасности может показаться скучной и излишне теоретической, формализованной, связанной с нормативными документами и инструкциями, неочевидно относящимися к привычной повседневной жизни. В настоящее время на мотивацию изучения ОБЖ негативно влияет и то, что этот предмет не включён в перечень государственной итоговой аттестации за курс основной школы. Однако отсутствие, низкий уровень культуры безопасности ведёт к инцидентам, в ходе которых может быть нанесён ущерб здоровью, возникнуть угроза жизни.

Одна из задач МЧС России − продвижение культуры безопасности населения, включая детей и подростков. «ОБЖ» − возможность привить культуру безопасности, которая, в свою очередь,  есть элемент общей культуры человека.. Предмет ОБЖ должен давать ученику не только конкретные знания, умения, навыки, но и заложить базовые ценности здоровья и безопасности. Наличие этих ценностей определяет выбор модели поведения в той или иной ситуации. Неважно, речь идет про поведение в онлайн- или офлайн-среде, важны ценности, подкреплённые знаниями, умениями и навыками, которые будут способствовать правильному выбору.

 

К ПРОСТОТЕ, ПРАКТИЧНОСТИ, ИНТЕРЕСНОСТИ

Указанные проблемы в настоящее время решаются, в том числе при участии МЧС России и Министерства просвещения РФ. В первую очередь, проблема мотивации: дети изучают ОБЖ не с очень большим интересом. Однако именно в этом предмете, согласно названию, должна быть максимальная связь с современной повседневной практической жизнью. Именно эту связь и надлежит установить.

Для этого необходима переработка учебного курса по предмету ОБЖ, его актуализация применительно к современным реалиям. В сегодняшнем учебнике есть описания чрезвычайных ситуаций с яркими иллюстрациями: катастрофы, наводнения, взрывы, включая Чернобыльскую АЭС. Большинство экспертов отмечают перенасыщенность курса критическими угрозами, вероятность наступления которых не очень велика. Напротив, минимум информации об угрозах, которые сопутствуют обычной повседневной жизни. Некоторые темы дублируются, другие отсутствуют.

Тема цифровой, кибербезопасности в курсе ОБЖ практически не представлена. В то время как электронные устройства и сервисы превратились в значительный, важный фактор жизнедеятельности большинства граждан. Молодые поколения пользуются ими, как правило, намного больше, чем старшие. Многие буквально «живут в сети». Аудитория социальных сетей превышает половину населения России. В отличие от нескольких лет назад интернет уже не «виртуальная реальность», а самая настоящая, для кого-то даже более реальная, чем подлинная.

Безопасность в интернете вряд ли можно отнести к предмету информатики. Там происходит обучение техническим вопросам работы с электронными устройствами, пользования интернетом. Правила безопасного поведения в интернете относятся к предмету ОБЖ, так называемые «правила первого знакомства».

Мы живём в большом городе и знаем, как безопасно вести себя. Но когда человек впервые идёт в новую среду − горы, в пустыню, − то тоже должен знать, какие опасности его могут подстерегать и что правильно делать, чтобы их избежать. Когда ребёнок попадает в интернет, у него должны быть представления об угрозах и о том, как в таких случаях нужно себя вести.

Именно такие правила информационной безопасности для детей и подростков должны быть разработаны экспертами и включены в курсы ОБЖ. Для этого нужно обозначить риски, проблемы в увлекательной, доступной для учащихся форме. Придётся решать и ряд сопутствующих проблем, в частности, методического обеспечения.

Ощущается дефицит кадров − преподавателей ОБЖ, тем более в требуемом качестве. В педагогических вузах подготовка специалистов этого профиля сокращается. Ликвидируются самостоятельные профильные кафедры, их включают в состав других. Повышение квалификации ведётся излишне теоретически, без привязки к актуальным практическим угрозам.

Таким образом, для эффективного обучения безопасному поведению, в том числе противодействию информационным угрозам предстоит модернизировать сам предмет ОБЖ, систему его преподавания, подготовку преподавателей. Предмет ОБЖ должен стать простым, практичным, интересным и современным.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕН

Не помешает, а наоборот, поможет своего рода молодёжная «мода» на ОБЖ. Некогда школьники «модничали», ходя морозной зимой по улице без шапок, но теперь наоборот. Точно так же следует помочь появлению у учащихся моды на защищённость, безопасность поведения в интернете и обращения с разными гаджетами. Можно быть уверенными, что найдутся и «законодатели моды» на культуру информационной безопасности молодёжи.

24 декабря 2018 года коллегия Министерства просвещения РФ утвердила новую концепцию преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». МЧС России принимало участие в разработке этой концепции. В настоящее время оба ведомства полным ходом работают над ее реализацией.

 

Содержательные линии были определены по-новому.

Первый момент: прежде изучение чрезвычайных ситуаций основывалось на классификации по источнику их возникновения, что очень важно для специалистов МЧС России, но бесполезно и неинтересно для детей. Новый подход основан на специфике детской жизнедеятельности, где ребенок бывает, с чем сталкивается в процессе развития, какие задачи решает. Как вести себя, какие опасности могут быть дома, на природе, в школе, в общественных местах, в транспорте, в сети Интернет? Проблематика и её изложение должны быть понятными и интересными. Социальные сети выступают одним из мест «нахождения» ученика наряду с домом, школой, улицей, транспортом, природой и т.п. Таков принцип построения учебного материала согласно новой концепции ОБЖ.

Второй важный момент реализации новой концепции − перемещение фокуса внимания с самих чрезвычайных ситуаций на комплекс алгоритмов поведения, помогающих избежать подобных критических инцидентов. Затем − обучение, что делать, если такой инцидент всё-таки произошёл. Для старшеклассников и далее важно понимание роли государственной политики и управления в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Третий важный момент модернизации курса ОБЖ − знакомство учащихся, применительно к собственному опыту, с универсальными, общими правилами безопасности:

  • лучший способ выйти из сложной ситуации − в неё не попасть;
  • готовиться к сложной ситуации нужно заранее;
  • недостаточно только знать правила безопасного поведения, нужно уметь их применять и своевременно и правильно действовать в ситуациях опасности;
  • кто-то должен знать, где ты и когда вернешься − чтобы прийти на помощь, если что-то пойдет не так;
  • что-то новое (среда, люди, интернет-сообщества и т.д.) всегда требует проверки.

В отдельное направление, в целый блок, выделяется первая помощь. Формируется установка не только на здоровье и безопасность, но готовность к взаимопомощи, придти на помощь другому человеку.

МЧС России участвует в формировании и развитии единой методической базы для новых учебных программ, учебников и пособий, учебных материалов. К работе над базой привлекаются эксперты из разных областей. МЧС России выступает как главный оператор этой работы. Эта методическая основа как для повышения профессионального мастерства педагогов ОБЖ, так и для использования ими в учебном процессе. Обновлённый предмет ОБЖ будет современный, интересный, практически полезный и для молодёжи модный.

 

Смотрите также

Подпишись на новости!
Подписаться