Александр Бердюгин: «Дорога, которую прокладываешь сам»

BIS Journal №4(19)/2015

13 ноября, 2015

Александр Бердюгин: «Дорога, которую прокладываешь сам»

В студенческой среде проявляются новые тенденции: всё больше студентов понимают, что успех их профессиональной карьеры главным образом зависит от их собственных усилий. Образно говоря, путь профессионала ты обязан прокладывать сам, другие люди и положительные внешние обстоятельства могут только помочь в этом деле. Зная о проблемах при трудоустройстве после получения диплома о высшем образовании, многие сегодняшние студенты, стараясь повысить свои конкурентные преимущества в будущем, развивают свои знания, умения и навыки, совершенствуют мастерство за счет самообразования и практики в выбранной специальности.


Об этом стоит поговорить, что называется, «в лицах». Представляем: Александр Бердюгин, студент Одинцовского гуманитарного университета (ОГУ). Своими исследованиями в сфере ДБО он уже завоевал прочные позиции в экспертном сообществе. В его активе десять публикаций в авторитетных журналах, а также конкретные предложения по совершенствованию учебного процесса и повышению качества образования студентов его вуза по экономическим специальностям (включая особенности применения технологий ДБО и ИБ-сервиса).

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ

В известной древнегреческой притче рассказывается, как философ Диоген ходил днем с зажженным факелом по людным местам города и кричал: «Ищу человека!». Взглянув на проблему дефицита квалифицированных кадров в нашей стране, клич Диогена вполне можно отнести к поиску квалифицированных специалистов, настоящих профессионалов. Мало сегодня выпускников вузов способны без дополнительной стажировки и дополнительного практического обучения приступить сразу к работе, особенно в таких сложных направлениях как IT, ИБ, электронный банковский сервис и др.

Но студенчество, готовясь к возможным проблемам на рынке труда, меняется на глазах. «Механическое» заучивание в студенческой среде уступает место вдумчивой аналитике, самоподготовке и стремлению приобрести практический опыт по выбранной специальности. И такая тенденция, как представляется, в обозримой перспективе будет только усиливаться. Давайте начнем знакомство с одним из представителей этого нового — только зарождающегося — российского студенчества, Александром Бердюгиным.

Заканчивая ОГУ по экономической специальности, Александр готовится к защите своей дипломной работы по теме «Оптимизация финансовых отношений на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий (на примере ОАО «Московский кредитный банк»)». Свою дальнейшую карьеру молодой специалист видит на поприще совершенствования профессиональных знаний или преподавательской деятельности.

Сегодня ни у кого из сокурсников и преподавателей ОГУ не вызывает сомнения, что дипломная работа Александра будет заслуженно оценена на «отлично». За годы обучения этот неординарный студент опубликовал в соавторстве с доктором экономических наук, профессором кафедры экономического анализа и бухгалтерского учета ОГУ, сотрудником Банка России П. В. Ревенковым десять статей, посвященных проблематике ДБО и ИБ.

Примечательно, что четыре работы были размещены в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций, — «Банковское дело» и «Финансы и кредит». А это говорит о том, что тематические разработки студента приняты экспертным сообществом.

ПО ТАКИМ ИСТОСКОВАЛИСЬ ВУЗЫ

Немного из биографии Александра. Родился он 1 сентября 1988 года в молодом якутском городе шахтеров — Нерюнгри. Там же окончил физико-математический класс средней школы. По словам его мамы Екатерины Васильевны, «за время учебы в школе Александр проявил хорошие знания по математике, информатике и физике. С лёгкостью освоил компьютер. Учителя говорили, что Саша мгновенно соображает и сразу отвечает, да и все у него быстро получается …».

Затем, по результатам ЕГЭ, Александра Бердюгина зачислили на первый курс факультета прикладной математики и информатики Северо-Восточного федерального университета (СВФУ — главный вуз региона), причем на бюджетной основе. Позже семья по Правительственной программе переселения из районов Крайнего Севера переехала в 2010 году в Москву. На новом месте Александр решил обязательно получить экономическое образование. Свой выбор он сделал в пользу современных банковских технологий, за которыми, по его мнению, большое будущее — ведь они соединяют в себе IT-решения и практически любой бизнес, включая банковский. Подготовившись, он поступил в Одинцовский гуманитарный университет (ОГУ), интегрированный с МГИМО.

С первого курса Александр упорно постигал избранную специальность, сам находил дополнительную информацию, знакомился с новостями по данному направлению. Такая целеустремленность и самоподготовка давала почву для самостоятельных исследований. Новые возможности вскоре открылись после знакомства с профессором кафедры экономического анализа и бухгалтерского учета ОГУ, доктором экономических наук П. В. Ревенковым в 2012 году, когда Александр учился на втором курсе.

Начало знакомству положила курсовая работа, посвященная исследованию особенностей банковского обслуживания Якутии, на которую эксперт сразу обратил внимание. П. В. Ревенков так вспоминает о тогдашних своих впечатлениях: «Было видно, что автор данной работы проявил большое усердие и старание. И я предложил Саше попробовать написать совместную статью о проблемах банковского обслуживания. Тогда мне показалось, что научные публикации могут пригодиться ему в будущем. Например, для обучения в аспирантуре и написания диссертации».

ТЯГА К ИССЛЕДОВАНИЯМ

П.В. Ревенков особо отмечает, что Александр смог достичь таких результатов благодаря своей целеустремленности и самообразованию. Свою оценку достижений студента он дал в следующей характеристике: «Александр — это необычный студент. У него фантастическая работоспособность. Ему интересно до мелочей разбираться в проблеме. Есть большая тяга исследовать и познавать. Он хорошо эрудирован и начитан. Признаюсь, что с такими студентами продвигать серьезные проекты интересно, в том числе и для таких организаций как Банк России».

Плодотворное совместное сотрудничество на ниве исследования проблематики ДБО вылилось в серию материалов в авторитетных изданиях. Это дало Александру возможность приступить к самостоятельным исследованиям в данном направлении. Наряду со специфическими вопросами функционирования технологий ДБО, IT-поддержки и ИБ-сервисов, приходило понимание и проблематики современного банкинга.

В частности, знакомясь с информацией о текущем состоянии ДБО, в том числе и на английском языке (которым он владеет достаточно уверенно), Александр заметил, что многочисленные агрессивно рекламные кампании сервисов ДБО акцентируют внимание на достоинствах данного сервиса и умалчивают о возможных угрозах. Естественно, такая неполная информация играет на руку злоумышленникам, которые постоянно придумывают новые схемы осуществления киберпреступлений. Чтобы минимизировать возможности мошенников, необходимо сопровождать рекламу новых банковских продуктов предупреждениями о возможных угрозах и рекомендациями по контрмерам.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА — ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

На последних курсах Александр Бердюгин пришел к заключению, что недостаток практических знаний студента в сфере предоставления финансовых услуг снижает конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Отсюда и родилась идея введения в вузах целевого практического курса, который позволил бы непосредственно в стенах вуза приобретать живой профессиональный опыт и, соответственно, сразу после получения диплома получать от работодателей привлекательные предложения о трудоустройстве.

На такие мысли натолкнула Александра преддипломная практика в «Московском кредитном банке», куда его направил ОГУ. По его словам, польза от такой стажировки, безусловно, есть: студенты видят реальную работу различных банковских подразделений, составляют для себя представление о внутреннем механизме их взаимодействия.

«И все-таки в действующем «боевом» банке, — рассуждает Александр, — функции студентов-практикантов сегодня очень ограничены, а поэтому приходилось больше наблюдать, чем пробовать свои умения и набираться практического опыта. Это позволяет провести аналогию с обучением летчиков гражданских самолетов. Ведь начинающих пилотов не отправляют сразу перевозить людей. Сначала они осваивают множество тренажеров и симуляторов».

Поделившись своими соображениями об организации студенческой практики с коллегой по научным исследованиям профессором П. В. Ревенковым, они в ходе обсуждения пришли к заключению, что решением проблемы по приобретению практического опыта в банковской сфере может стать создание специализированной лаборатории в стенах ОГУ по изучению программных продуктов различных для систем ДБО. Студенты смогут еще в стенах вуза получать практические навыки по обслуживанию программных продуктов для платежных систем и пробовать работать в качестве администратора системы ДБО и администратора информационной безопасности.

КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Одновременно студенты могли бы получать практические навыки работы с любыми устройствами (компьютер, планшет, смартфон и др.), которыми пользуются клиенты для доступа к своему счету. По итогам такого обучения (речь идет о специализированном курсе), студенты вместе с дипломом о высшем образовании могли бы получать диплом (сертификат) о прохождении специализированного курса по тематике ДБО. Такой диплом (сертификат) позволил бы студентам получить дополнительные преимущества при трудоустройстве в кредитные организации.

По мнению Александра Бердюгина, ничего сложного в запуске такой лаборатории при вузе нет. Для факультета экономики достаточно выделить всего одну аудиторию, где будут развернуты рабочие места администратора системы ДБО и клиента, что позволит студентам проходить тренинг в роли и того, и другого. А еще студентам можно будет изучать методику хакерских атак (ведь антихакинг развивается параллельно хакингу, как пресловутые «щит и меч»), заставляя «администраторов» и «клиентов» на своих рабочих местах применять изученный алгоритм действий для обеспечения ИБ.

Как уверен главный «идеолог проекта» Александр Бердюгин, с учебно-­методическим комплексом для обеспечения лабораторных практикумов проблем не возникнет: на первых порах вполне подойдет учебник по финансовой грамотности для школьников, который подготовил Банк России совместно с Министерством финансов к запуску в школах с 2016 года. В стенах вузовской лаборатории такой материал будет даваться более углубленно.


Сам Александр поясняет: «Если такая лаборатория по современным банковским продуктам будет у нас, то студенты смогут получать практический опыт параллельно с базовыми программами вуза. И это даст молодым специалистам значительные преимущества на рынке труда. После чего, другие alma mater возьмут пример с ОГУ и также создадут у себя подобные обучающие лаборатории».

 

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

22.02.2024
Самолётом, поездом, машиной. Базу ПДн туристов расширят
22.02.2024
Утверждён новый стандарт протокола защищённого обмена для индустриальных систем
22.02.2024
Системы электронного правительства проверяют на прочность
22.02.2024
Число стилеров в российских банках стремительно растёт
22.02.2024
Эксперты Forbes: ИБ-сектор за год прибавил 8,4%
21.02.2024
«Не являлся значимым кредитором реального сектора экономики». ЦБ РФ лишил QIWI Банк лицензии
21.02.2024
Характер занятости обсуждается при собеседовании. Как становятся дропперами
21.02.2024
Российские компании недовольны «агрессивной кадровой политикой ряда азиатских вендоров»
21.02.2024
Весенние обновления в Signal — реальная ИБ или «косметика»
21.02.2024
NCA: Каждый пятый молодой британец — потенциальный хакер

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных