«Облачные технологии» для банков — в реальном времени
Технологии «облачных» вычислений получают все большее распространение и являются одним из обязательных условий развития многих отраслей экономики, включая банковский сектор. В отличие от традиционной электронной подписи (далее — подпись), «облачная» не требует от пользователя установки на локальный ПК дополнительного ПО и средств криптозащиты информации. Универсальным решением для информационных систем и дистанционных сервисов банков является система межкорпоративного защищенного документооборота «Транскрипт», разработанная компанией «Такснет».
Электронные документы, которыми обмениваются пользователи в системе «Транскрипт», подписывая квалифицированной подписью — обладают признаками юридической значимости, так как их отправка происходит по защищенным каналам связи Оператора электронного документооборота «Такснет». Сама подпись, используемая в системе, может быть выпущена любым аккредитованным Удостоверяющим центром и может располагаться на физическом носителе или в «облаке».
При работе в системе происходит сокращение расходов на 50–80% при обмене документами с контрагентами, увеличивается скорость обработки документов по страхованию вкладов, заявок на кредиты и на банковские гарантии. Ускоряется время принятия решений по клиентским заявкам. Минимизируются риски утечки информации и оптимизируются затраты на бизнес-процессы в архивном делопроизводстве.
Несмотря на то, что «облачная» подпись — относительно новое понятие для российского рынка, компания «Такснет» уже имеет успешный опыт внедрения новых технологий. Одно из таких решений — разработанный компанией «облачный» сервис «CRYPTOGRAMM» для защищенного хранения и обмена информацией с возможностью удаленного проведения криптоопераций. К таким операциям можно отнести подписание и шифрование электронных документов в адрес одного или нескольких адресатов, расшифровка данных, а также проверка подписи. Это значит, что пользователь с легкостью может проверить подлинность и корректность любого подписанного электронного документа.
Помимо этого, к основным возможностям системы можно отнести управление личными сертификатами ключей подписи, адресную книгу пользователей, работу с защищенным «облачным» хранилищем файлов, отправку и получение данных в системе по защищенным каналам связи. Благодаря открытому и гибкому программному интерфейсу, сервис легко может быть интегрирован со многими системами электронного документооборота, дистанционного клиентского обслуживания, электронных услуг и различными «облачными» сервисами. Поскольку вся информация о доступе к «облачной» подписи и документам пользователя хранится на удаленном «облачном» сервере, пользователь может ставить подпись и отправлять электронные документы с любого ПК, планшета или смартфона, имеющего доступ в интернет.
С развитием «облачных» технологий вопрос информационной безопасности встает особенно остро, и компания «Такснет» уделяет этому направлению отдельное внимание, разрабатывая и внедряя дополнительные инструменты для обеспечения надежности и защиты своих продуктов. Одним из таких решений является «TaxnetID» — система двухфакторной аутентификации с использованием мобильного устройства, которая использует факторы двух типов для доступа в систему или при проведении важных операций.
Помимо ввода первичного логина и пароля, которые легко могут быть украдены, пользователь должен предоставить дополнительную информацию, второй фактор. В данном случае это наличие смартфона с установленным мобильным приложением и запроса, который пользователь получает в нем по защищенным каналам связи с сервера безопасности. Стоит заметить, что такая связка надежнее получения дополнительного кода через SMS, так как они могут быть легко перехвачены на пути к пользователю.
При работе с клиентами и партнерами в банковской сфере, переход на обмен электронными документами — это логичный эволюционный процесс и значительное конкурентное преимущество.