BIS Journal №3(58)2025

30 сентября, 2025

Законопроект № 404786-8 не за горами. Что это значит для банков?

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 404786-8, который сформирует нормативную базу для использования облачных сервисов в финансовом секторе. Согласно проекту, банки смогут работать с облаками без риска нарушения требований регуляторов, если провайдеры облачных решений будут соответствовать строгим стандартам безопасности. Разберём, что изменит принятие закона и какие подходы к защите в облаке оптимальны для банков сегодня.

 

Облака для банков: между необходимостью и опасениями

Высокая стоимость оборудования, сложности с обновлениями и дефицит кадров заставляют банки все чаще смотреть в сторону аутсорсинга и облачных сервисов. Вместе с тем большинство финансовых организаций все еще остерегаются передавать данные в облака.  

Сейчас облачные провайдеры могут пройти аттестацию по ключевым стандартам безопасности (ГОСТ Р 57580, PCI DSS, ФСТЭК №21). Однако это не снимает всех вопросов доверия. Причина в том, что на текущий момент рынок облачных услуг для финансового сектора находится в «серой зоне» с точки зрения законодательства.

Для регулятора пока не существует понятия «облака». В рекомендациях Банка России отсутствуют чёткие правила, какие данные и бизнес-процессы можно доверять облачным сервисам, а что может привести к нарушениям.

 

Почему провайдеру все равно нужна аттестация?

Наличие аттестации — важный фактор, но далеко не единственный или решающий для банков. Без чёткой правовой базы многим финансовым организациям сложно принять окончательное решение о работе с облачными сервисами.

Тем не менее, в России облачные провайдеры, желающие предоставлять услуги на рынке, где аттестация является обязательной, должны соответствовать ключевым стандартам: ГОСТ Р 57580 (система защиты информации), PCI DSS (обработка платёжных данных) и ФСТЭК №21 (защита персональных данных). Ежегодные проверки и пересертификации обеспечивают своевременное обновление и актуальность систем защиты.

Аттестация становится базовым уровнем доверия, необходимым для выхода провайдеров на рынок финансовых учреждений. Однако без чёткой правовой базы это ещё не гарантирует массового перехода к облакам.

 

Законопроект № 404786-8: новая правовая база для рынка облаков в финансовом секторе

С учётом текущих барьеров в Госдуме рассматривается законопроект №404786-8, который формирует чёткие правовые рамки для облачных провайдеров. Этот законопроект вводит понятие «оператор облачных вычислений» для финансового рынка и регулирует деятельность провайдеров. Главные положения законопроекта на момент написания этой статьи:

  • регистрация облачных провайдеров в реестре Минцифры, подтверждающая соответствие требованиям безопасности;
  • обязанность облачных сервисов соответствовать требованиям по защите данных, включая банковскую тайну и персональные данные;
  • расширение полномочий Центробанка по контролю за киберустойчивостью облачных решений.

Таким образом государство и рынок делают шаг навстречу технологиям, создавая комфортные условия для финансовых организаций и провайдеров, тем самым стимулируя широкое внедрение и развитие облачных решений в банковской сфере.

А перед банками встаёт конкретная задача — выбрать оптимальные технические решения, способные обеспечить надёжную защиту веб-ресурсов от кибератак и сохранить масштабируемость и эффективность.

Как выбрать оптимальное облачное решение для защиты от кибератак?

Мы в NGENIX выделяем три варианта (таблица):

Таблица. Варианты построения эффективной защиты от кибератак

 

1. On-Prem (собственная инфраструктура)

Банк разворачивает защиту (WAF, анти-DDoS и т. д.) на собственных мощностях, например, в своём ЦОДе. Ключи шифрования и логи находятся под контролем банка.

Преимущества:

  • Максимальный контроль и прозрачность — важно для аудита и регуляторов.
  • Глубокая интеграция с внутренними ИТ-системами.

Недостатки:

  • Высокие капитальные и операционные расходы.
  • Ограниченная гибкость при резких всплесках нагрузки.
  • Сложность оперативного масштабирования и обновления инфраструктуры.

Решение подходит крупным банкам с большим бюджетом и ресурсами, готовым инвестировать в резервирование и экспертизу, однако не всегда является оптимальным с точки зрения гибкости и экономии.

 

2. PaaS без раскрытия SSL-сертификата

В этом варианте провайдеру облака не передают SSL-сертификат. Анализ трафика ведётся косвенно — на основе логов и метаданных, которые PaaS-провайдер получает от серверов оригинации веб-ресурса заказчика.

Преимущества:

  • Не требует аттестации.
  • Уменьшается риск раскрытия банковской тайны провайдеру.
  • Быстрый старт использования облака без долгого согласования.

Недостатки:

  • Низкая точность обнаружения угроз из-за отсутствия расшифровки трафика. 
  • Высокий процент ложноположительных срабатываний, что ведёт к неудобствам для пользователей и дополнительной нагрузке на службу поддержки.
  • Ограниченная масштабируемость: в случае крупных атак нагрузка ложится на инфраструктуру банка, а система фильтрации работает с задержками.
  • Не подходит для защиты личных кабинетов и платёжных каналов.

 

3.  PaaS с раскрытием SSL-сертификата (облако, расшифровывающее трафик)

Провайдер получает SSL-ключи и проводит анализ и фильтрацию трафика в реальном времени.

Преимущества:

  • Высокая точность фильтрации и низкий уровень ложноположительных срабатываний.
  • Отсутствие перегрузок оригинации, так как весь трафик обрабатывается в облаке.
  • Эластичное масштабирование при DDoS-защите — возможности облака позволяют быстро реагировать на всплески атаки.

Недостатки:

  • Требуется обязательная аттестация провайдера по ГОСТ Р 57580, PCI DSS, ФСТЭК №21, а также ежегодная пересертификация.
  • Детальное согласование вопросов аудита и юридической ответственности.
  • Модель оптимальна для критичных банковских веб-сервисов при условии доверенной аттестации и регулярной проверки.

 

Аттестованное облако — оптимальный компромисс?

On-Prem решение даёт полный контроль, но требует больше затрат и уступает облаку в гибкости и оперативном масштабировании. PaaS без раскрытия SSL формально защищает данные, но имеет существенные ограничения по качеству защиты. В то же время PaaS с раскрытием сертификата и при наличии обязательной аттестации предлагает наилучший компромисс: высокий уровень безопасности и управляемости рисками, а также экономическую эффективность.

 

Какие можно выделить ключевые критерии приемлемости провайдера?

  • Наличие аттестатов по требованиям ГОСТ Р 57580, приказа ФСТЭК №21 и PCI DSS.
  • Обязательство ежегодно проходить пересертификацию после изменений инфраструктуры.
  • Гарантированная локализация данных (логов и резервных копий) на территории РФ.
  • Предоставление прав доступа для аудита и регулярной отчётности перед регулятором.
  • Законодательно оформленные SLA, включая показатели доступности, время восстановления (RTO/RPO) и распределение ответственности в случае инцидентов.
  • Разработка совместного плана реагирования на инциденты, возможности forensic-анализа и регулярных тренировок команд.

Принятие законопроекта №404786-8 должно снять ключевую проблему — правовую неопределённость использования облаков для финансового сегмента.

У банков и других финорганизаций появится возможность спокойно выбирать провайдеров по формальным критериям: присутствию в реестре Минцифры, наличию аттестации и договорных гарантий.. А значит, модель аттестованного облака с раскрытием SSL-сертификата может стать прозрачным и надёжным решением наравне с традиционными on-prem.

 

В заключение

Финансовый сектор стоит на пороге новой эры: облачные сервисы перестают быть вспомогательным инструментом и становятся ключевым элементом защиты веб-ресурсов.

Принятие закона и расширение практики аттестации сформируют надёжную законодательную базу. Аттестованное облако станет оптимальным выбором, сочетающим безопасность, прозрачность и эффективность.

Вопрос, который остаётся открытым: сколько времени понадобится банкам, чтобы перейти от осторожного интереса к реальному использованию облаков в критичных для себя процессах? Скорее всего, определённость в этом вопросе появится примерно через год после того, как законопроект № 404786-8 будет принят и вступит в силу.

 

Реклама. ООО «ССТ», ИНН: 7733546298, Erid: 2Vfnxx8ZSsS

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

30.09.2025
ФБР объявило охоту на своих двойников-мошенников
30.09.2025
Мораль победила афганский интернет
30.09.2025
К россиянам приклеился новый метод оплаты товаров и услуг
29.09.2025
СПБ ускоряет внешнюю экономику
29.09.2025
Крупные игроки ИБ-рынка не захотели участвовать в оценочных тестах MITRE
29.09.2025
Автоматизия, персонализация, эволюция. Чего ждать глобальному финсектору от «восстания машин»
29.09.2025
В Казахстане демонтировали криптоплатформу для скамеров и наркоторговцев
29.09.2025
Хакеры переиграли казино из Лас-Вегаса
29.09.2025
BI.ZONE Mail Security: AI определяет намерения отправителя и блокирует киберугрозы в деловой переписке
26.09.2025
Selectel обещает вознаграждение за починку Open-Source-софта

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных