.png)
.png)
Стратегии импортозамещения исполнилось десять лет. И санкции, конечно, не единственная причина, по которой Россия нуждается в собственном максимально независимом производстве. В мире усилилась конкуренция за технологическое лидерство, а крупные экономики, такие как США и Китай, вследствие проблем, проявившихся во время пандемии COVID-19, сами стали ориентироваться на политику импортозамещения. На сегодняшний момент процесс импортозамещения в нашей стране стал более упорядоченным, ясным, сформированы основные приоритеты в этой сфере.
Понятно, что импортозамещение на объектах критической информационной инфраструктуры (далее — КИИ) идёт под более пристальным вниманием. Время «Ч» 1 января 2025 года, когда органы государственной власти (компании с госучастием) на объектах КИИ должны полностью заменить иностранный софт, в том числе средства защиты информации, сервисы, работы и услуги по обеспечению информационной безопасности от зарубежных поставщиков, на отечественный, пришло. Но штрафов за пропуск сроков по импортозамещению пока нет.
Возможно, нарушителей будут наказывать по ч. 1 ст. 13.12.1 КоАП РФ, где предусмотрена ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ. Штраф для юрлиц составляет от 50 до 100 тысяч рублей, но навряд ли наложение штрафа приведёт к ускорению темпов замещения. 2024 год, прошедший под знаком повышения ключевой ставки, дал многим повод ссылаться на это — говорить о срывах импортозамещения именно по этой причине и иронично называть режимом импортосбережения. Финансовый сектор тоже не торопится. Привычно — устами своих лоббистов — просит об очередной отсрочке.
Подробный анализ показывает, что затягиванию сроков импортозамещения способствуют и субъективные причины. Прежде всего, срыв сроков обусловлен отсутствием серьёзной предварительной подготовки к переходу, в рамках которой необходимо было обязательно провести оценку совместимости новых инструментов, рисков информационной безопасности и надёжности работы новых решений в уже имеющейся критической инфраструктуре. Здесь торопливость не нужна — это очевидно. Поспешное внедрение нового продукта без предварительной и тщательной подготовки для объектов КИИ недопустимо.
В отношении софта более радостная картина: количество решений растёт, они становятся более зрелыми. На январь 2025 года в реестре российского программного обеспечения зарегистрировано более 24 тысячи программ. За четыре года число решений в реестре выросло почти в три раза! Это говорит о том, что отечественные разработчики продолжают создавать базу под импортозамещение в сфере ПО.
А теперь отчёт. «По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, в 2024 году Россия достигла примерно 50% импортозамещения в основных программных продуктах. Среди крупных проектов, которые уже демонстрируют свои результаты: "МойОфис", Яндекс Диск, RuStore, Аврора». Вдохновляет!
На руку импортозамещению играет программное обеспечение с открытым исходным кодом. Разработчики берут бесплатный Linux и на его основе создают отечественные решения, которые будут иметь от вендора поддержку и сопровождение. Аналогичная ситуация с системами управления базами данных на базе свободно распространяемой PostgreSQL.
Но не будем строить иллюзий и думать, что любую продукцию можно оперативно заместить на внутреннюю. Для успешного замещения должны быть подготовлены квалифицированные кадры. Острая нехватка ИТ-специалистов и необходимость бороться с новыми киберугрозами увеличивают сроки перехода. Дефицит кадров в ИТ составляет 500-700 тысяч человек, при этом примерно столько уже заняты в этой сфере — таковы оценки Минцифры РФ. Растёт спрос на инженеров по информационной безопасности из-за возросшего количества кибератак. Из плюсов — профессия ИТ-специалиста сейчас уважаемая, хорошо оплачиваемая и перспективная.
Из опроса hh.ru: «39% опрошенных в 2023 году заявили, что планируют сменить отрасль, в которой они трудятся сейчас, на ИТ». Но это будут специалисты начального уровня, без опыта. Получается, «нужные» специалисты будут (непременно и бесповоротно), но в перспективе 3-5 лет.
Конечно, причины срыва сроков импортозамещения не только в невысокой квалификации специалистов — это ещё или полное отсутствие на рынке отечественных аналогов, или их низкое качество и недостаточная функциональность. Если говорить о системном ПО (операционные системы, базы данных, виртуализация), то отечественные решения в большей степени существуют, а, например, в высоконагруженных и специализированных системах (суперкомпьютеры, высокоскоростные вычисления) зависимость от иностранных технологий очень высока. В итоге — импортоотставание.
О сроках отставания пока говорить не будем. Ведь если стремиться только к тому, чтобы догнать зарубежного производителя, импортозамещение так и останется импортоотставанием.
Ну, и ради чего всё… Импортонезависимость, понимаемая как полный отказ от импорта, невозможна. Во всяком случае в ближайшей перспективе. Сейчас уже понятно, что важно не просто заместить импортные продукты, а сделать так, чтобы отечественные разработки можно было массово внедрять и тиражировать (в идеале они ещё должны иметь экспортный потенциал). Только при таких условиях можно говорить об импортонезависимости и технологическом суверенитете нашего государства.
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных