BIS Journal №2(53)2024

3 июля, 2024

ОДКБ. Кыргызская Республика

Продолжаем серию материалов по анализу законодательства в области информационной безопасности (ИБ) стран — членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На этот раз рассматриваем законодательство Кыргызской республики (далее — КР).

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Кыргызская Республика — государство в Центральной Азии, расположенное в западной и центральной части горной системы Тянь-Шань и на Памиро-Алае. На севере граничит с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на востоке и юго-востоке — с Китаем.

Столица — Бишкек, считается самым населённым городом республики. Государственный язык — киргизский, русский язык имеет статус официального языка.

Кыргызстан является членом ООН, СНГ, ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества, Таможенного союза, Организации исламского сотрудничества, Организации тюркских государств, ТЮРКСОЙ.

Между Кыргызстаном и Россией заключено более 120 договоров, соглашений и иных документов о сотрудничестве. ВВС России располагают базой в Кыргызстане.

Органы, утверждающие законы и подзаконные акты в области ИБ в КР: Президент КР, Правительство КР, Государственное агентство по защите персональных данных при Кабинете министров КР, Национальный Банк КР.

Все документы имеют общереспубликанское значение и применяются для организации и обеспечения информационной и кибербезопасности.

Далее рассмотрим основные нормативные и иные акты КР, составляющие нормативно-правовую основу по обеспечению информационной и кибербезопасности.

 

ТАЙНЫ

Документы КР, определяющие различные виды тайн.

Закон КР от 15 декабря 2017 года № 210 (15) «О защите государственных секретов Кыргызской Республики»

В данном Законе разграничены понятия и категории государственных и негосударственных секретов, а также определён правовой режим ограничений и допуска к данной категории информации.

Государственные секреты подразделены на следующие категории: государственная, военная и служебная тайны.

К негосударственным секретам относятся: коммерческая тайна, информация для служебного пользования, не для печати, тайна следствия, врачебная, личная и другие виды тайны. Сохранение негосударственных секретов осуществляется их собственником, а также лицами, которым они доверены по службе и роду деятельности.

В законе также определён перечень информации (сведений), которая не может быть засекречена и доступ к которой не может быть ограничен.

Отнесение информации к государственным секретам осуществляется в соответствии с «Положением о порядке определения и установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях», на основании «Перечня главнейших сведений, составляющих государственные секреты» и «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию», утверждаемых Постановлением Правительства КР Республики, от 7 июля 1995 года № 267/9.

 

Закон КР от 30 марта 1998 года № 27 «О коммерческой тайне»

Под коммерческой тайной понимаются сведения, не являющиеся государственной тайной, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Закон определяет правовые основы защиты коммерческой тайны на территории КР и порядок доступа к ней.

 

Закон КР от 14 апреля 2008 года № 58 «Об информации персонального характера»

Настоящий Закон направлен на правовое регулирование работы с персональными данными на основе общепринятых международных принципов и норм в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, связанных со сбором, обработкой и использованием персональных данных.

Прописаны общие требования, касающиеся обеспечения технической безопасности данных, действующих в отношении держателей (обладателей) массива персональных данных и обработчика. Закон определяет разные категории контроля данных за доступом, допуском, пользователем, подписью и вводом, средствами передачи и транспортным контролем.

 

Закон КР от 28 декабря 2006 года № 213 «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики»

Регулирует отношения, связанные с доступом физических и юридических лиц к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Концептуальные документы, охватывающие вопросы информационной и кибербезопасности.

Указ Президента КР, от 31 октября 2018 года УП № 221 «Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы»

П. 4.5 данного документа предусматривает необходимость сосредоточения усилий на критически важных направлениях, таких как обеспечение кибербезопасности информационно-коммуникационных технологий, а также информационных систем, создание системы реагирования на киберугрозы и киберинциденты.

 

Постановление Правительства КР от 24 июля 2019 года № 369 «Об утверждении Стратегии кибербезопасности Кыргызской Республики на 2019–2023 годы»

Данная стратегия разработана в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» для формирования единой национальной политики кибербезопасности.

Целью данного документа является формирование в КР системы и политики кибербезопасности, которая защищает жизненно важные интересы государства в киберпространстве и обеспечивает как цифровую трансформацию экономики, так и устойчивое социально-экономическое развитие.

 

Постановление Правительства КР от 3 мая 2019 года № 209 «Концепция информационной безопасности Кыргызской Республики на 2019–2023 годы»

Концепция представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности КР в информационной сфере и ставит в качестве основных приоритетов информационной безопасности несколько задач по кибербезопасности, однако их перечень полностью дублирует приоритеты, указанные в Стратегии кибербезопасности.

 

Указ Президента КР от 20 декабря 2021 года № 570 «Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики»

Концепция также рассматривает вопросы кибербезопасности в тесной связке с общими вопросами информационной безопасности. Однако среди задач кибербезопасности выделены обеспечение бесперебойной, устойчивой и защищённой эксплуатации сетей связи, повышение уровня защищённости государственных информационно-телекоммуникационных систем и объектов критичной инфраструктуры, создание благоприятных условий для эффективного предупреждения и оперативного выявления (пресечения) киберпреступлений.

 

ЗАКОНЫ

Основные законы в области информационной и кибербезопасности КР.

Закон — нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем в установленном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения в соответствующей сфере.

 

Уголовный кодекс КР от 28 октября 2021 года № 127

Содержит ряд специальных норм по киберпреступлениям, в нём уточняется понятие преступлений против кибербезопасности и содержится девять статей, в рамках которых компьютерные системы или иные технические средства определяются как объект или элемент объективной стороны преступления. Четыре статьи непосредственно относятся к киберпреступлениям и выделены в отдельную главу 40 «Преступление против кибербезопасности».

 

Кодекс о правонарушениях КР от 28 октября 2021 года № 128

Глава 26 содержит две статьи, касающиеся правонарушений в сфере информационной безопасности, «Неправомерный доступ к компьютерной информации» и «Нарушение требований по защите информации персонального и коммерческого характера».

 

Закон КР от 5 декабря 1997 года № 89 «О гарантиях и свободе доступа к информации»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе реализации права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, производить, передавать и распространять информацию.

 

Закон КР от 19 июля 2017 года № 128 «Об электронной подписи»

Настоящий Закон регулирует отношения по использованию электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении юридически значимых действий.

 

Закон КР от 2 июля 1992 года № 938-XII «О средствах массовой информации»

Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации сообщений через средства массовой информации и направлен на свободное функционирование средств массовой информации, регулирует их отношения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и гражданами.

 

Закон КР от 19 июля 2017 года № 127 «Об электронном управлении»

Закон определяет порядок электронного управления в КР. В качестве одной из задач электронного управления определяется необходимость обеспечения информационной безопасности. Также отмечается, что защита прав обладателя информации осуществляется в том числе внедрением технических мер защиты информации.

Под электронным управлением в КР понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций и граждан по принятию юридически значимых решений и совершению юридически значимых действий с использованием электронных документов и иной информации в электронной форме.

 

Закон КР от 21 января 2015 года № 21 «О платёжной системе Кыргызской Республики»

Настоящий Закон устанавливает порядок и формы осуществления платежей и расчётов, проведения денежных переводов на территории КР, определяет характеристики платёжных систем, порядок взаимоотношений между участниками платежей и расчётов, надзор (оверсайт) за платёжными системами и определяет полномочия Национального банка КР в платёжной системе КР.

 

Закон КР от 2 апреля 1998 года № 31 «Об электрической связи»

Закон устанавливает правовые основы для эксплуатации сетей связи и предоставления услуг электросвязи в КР, определяет компетенцию государственных исполнительных органов, уполномоченных осуществлять регулирование таких услуг, режим получения необходимых разрешений на их предоставление, а также права и обязанности юридических и физических лиц, эксплуатирующих сети электросвязи и предоставляющих услуги электросвязи (включая Кыргызтелеком), и пользователей этих услуг.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИКАЗЫ

Постановление Правительства КР от 21 ноября 2017 года № 762 «Об утверждении Требований к защите информации, содержащейся в базах данных государственных информационных систем»

Требования разработаны в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об электронном управлении» и определяют меры по защите информации, а также требования к использованию информационных технологий в государственных информационных системах и обеспечения безопасности информации, содержащейся в их базах данных.

 

Постановление Правительства КР от 21 мая 2020 года № 266 «О Координационном центре по обеспечению кибербезопасности Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики»

Постановление описывает основные задачи, функции и организационную деятельность координационного центра по обеспечению кибербезопасности Кыргызской Республики (CERT-KG).

 

Постановление Правительства КР от 6 февраля 2020 года № 66 «Об отдельных вопросах, связанных с базовыми государственными информационными ресурсами»

Описывает порядок формирования, актуализации и использования Реестра базовых государственных информационных ресурсов, разработан в соответствии с Законом КР «Об электронном управлении» и содержит «Требования к формированию, актуализации и использованию базовых государственных информационных ресурсов», данные требования разработаны в соответствии с Законом КР «Об электронном управлении» и определяют условия создания, ведения и использования базовых государственных информационных ресурсов, а также содержат перечень мер, направленных на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных, и меры по защите информации, в том числе меры по ограничению доступа к конфиденциальной информации, имеющейся в базовых государственных информационных ресурсах.

 

Постановление Правительства КР от 31 декабря 2019 года № 744 «О некоторых вопросах, связанных с государственными информационными системами»

Настоящие Требования разработаны в соответствии с Законом КР «Об электронном управлении» и устанавливают порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных или муниципальных информационных систем государственными органами или органами местного самоуправления КР.

 

Постановление Правительства КР от 21 ноября 2017 года № 760 «Об утверждении Требований к обеспечению безопасности и защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищённости персональных данных»

Настоящие Требования устанавливают уровни защищённости персональных данных при их обработке в информационных системах, критерии угроз безопасности персональных данных, вошедших в перечень угроз, а также требования к обеспечению безопасности и защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищённости персональных данных, в соответствии со статьёй 21 Закона КР «Об информации персонального характера». Данные требования являются первым подзаконодательным актом, использующим принципы управления рисками кибербезопасности, определяя требования к защите в зависимости от уровня угроз и нанесения потенциального вреда.

 

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ СФЕРА

Постановление Комитета по надзору НБ КР от 21 октября 2009 года № 21/1 «Рекомендации по обеспечению безопасности информационных систем в микрофинансовых организациях Кыргызской Республики»

Рекомендации разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» и другими нормативными и правовыми актами Кыргызской Республики. Данный документ носит рекомендательный характер и содержит сведения и рекомендации по созданию, разработке и эксплуатации информационных систем, выбору и внедрению программного обеспечения.

 

Постановление Правления Национального банка КР от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-2-(ПС) «Положение о нештатных ситуациях в платёжной системе»

Положение определяет основные понятия и требования для обеспечения бесперебойного функционирования платёжной системы, а также при возникновении нештатных ситуаций, связанных с надёжностью и бесперебойностью, доступностью, несанкционированным доступом к системе, мошенничеством и форс-мажорными обстоятельствами.

 

Постановление Правления Национального банка КР от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) «Положение о регулировании деятельности платёжных организаций и операторов платёжных систем»

Настоящее Положение определяет требования, обязательные для исполнения платёжными организациями и операторами платёжных систем, имеющими лицензию Национального банка КР.

 

Постановление Правления Национального банка КР от 31 марта 2023 года № 2023-П-14/21-1-(ПС), Положение «О требованиях по обеспечению информационной безопасности операторов платёжных систем и платёжных организаций»

Положение устанавливает единые требования для операторов платёжных систем и платёжных организаций (далее — ОПС/ПО), направленных на повышение уровня информационной безопасности в ОПС/ПО, а также минимизацию возможных потерь, вызванных действиями злоумышленников, аварийными сбоями и ошибками персонала. 

 

Постановление Комитета по надзору НБ КР от 3 декабря 2004 года № 26/1 «Методические рекомендации по проверке соблюдения безопасности информационных систем в коммерческих банках Кыргызской Республики»

Настоящие Методические рекомендации разработаны Национальным банком КР в целях оказания содействия инспекторам банковского надзора и специалистам по информационной безопасности при проведении проверки соблюдения безопасности информационных систем коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком, а также Государственного банка развития КР и служат для руководства при проведении проверки на месте.

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Приказ Государственного агентства по защите персональных данных при Кабинете министров от 19 декабря 2022 года № 13-П, «Методика определения угроз безопасности в информационных системах персональных данных»

Методика устанавливает механизмы определения угроз безопасности в информационных системах персональных данных и защиты персональных данных при их обработке в информационных системах, обрабатывающих персональные данные в зависимости от требуемого уровня защищённости персональных данных.

 

СТАНДАРТЫ

Национальные стандарты КР:

КМС СТБ ISO/IEC 27001:2020 «Информационная безопасность, кибербезопасность и защита конфиденциальности. Системы менеджмента информационной безопасностью. Требования».

КМС ГОСТ Р ИСО 22301:2020 «Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования».

КМС ISO 31000:2010 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания».

ГОСТ ISO/IEC 27014:2021 «Информационные технологии. Информационная безопасность, кибербезопасность и защита конфиденциальности. Руководство деятельностью по информационной безопасности».

ГОСТ ISO/IEC 24760-2-2021 «Методы и средства обеспечения безопасностью. Основы управления идентичностью. Часть 2. Базовая архитектура и требования (ISO/IEC 24760-2:2015, IDT)».

ГОСТ ISO/IEC 19896-1-2021 «Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к компетенции специалистов по тестированию и оценке безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение, основные понятия и общее требования».

ГОСТ ISO/IEC 29100-2021 «Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Основы защиты персональных данных».

ГОСТ ISO/IEC 19249-2021 «Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Каталог принципов построения архитектуры и проектирования безопасных продуктов, систем и приложений (ISO/IEC TS 19249:2017, IDT)».

 

КОММЕНТАРИЙ

Анализ правового поля КР показывает, что, несмотря на обилие нормативных правовых актов в сфере информатизации, противоречий в вопросах обеспечения информационной и кибербезопасности не существует. Однако данные нормативные документы не определяют однозначные правовые рамки, основополагающие принципы и единые подходы в вопросе обеспечения информационной и кибербезопасности КР. При их использовании не представляется возможным выстроить единый подход или системную государственную политику в данной области.

Как пример, в «Стратегии кибербезопасности» (далее — Стратегия) в целом определены общие рамки политики и законодательного обеспечения. Но данная Стратегия предусматривает значительный перекос в сторону милитаризации в вопросе кибербезопасности КР, не принимая во внимание деятельность гражданских государственных органов и частных структур. Документ не рассматривает возможность государственно-частного партнёрства в области кибербезопасности.

На уровне законов отсутствуют обозначенные в Стратегии секторы, отрасли и сфера деятельности, в которых функционируют объекты критичной инфраструктуры, в том числе и в государственном секторе. Отсутствуют критерии и параметры, определяющие принадлежность объектов к критической инфраструктуре, и не установлены обязательные требования к обеспечению безопасности как самих объектов, так и операторов критичной инфраструктуры.

Не реализованы положения, указанные в Стратегии, касательно методов и средств компьютерной криминалистики, введение в нормативные правовые акты понятия цифровых доказательств, описание и изложение его критериев, характеристик и способов фиксации.

Кроме этого, данные нормативные правовые акты в области связи, цифровизации и телекоммуникаций ведут к неоднозначному толкованию многих терминов и определений, а разрозненность субъектов информационного рынка, ответственных за обеспечение информационной безопасности, мешает проведению чёткой политики в этой направлении.

Как пример, специальный термин (киберсаботаж), используемый в Уголовном кодексе, не соответствует терминологическому глоссарию, используемому в стратегических документах в области кибербезопасности, а также в законодательстве КР, регулирующем сектор связи и телекоммуникаций.

 

Надеемся, что данный материал поможет ориентироваться в законодательстве КР. Мы постарались облегчить путь изучения и применения нормативных законов и подзаконных актов в области информационной и кибербезопасности одного из наших ближайших соседей — Кыргызской Республики.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

07.11.2025
Max возьмёт на себя часть нагрузки МФЦ
07.11.2025
Для отечественных «симок» введут персональный «период охлаждения»
07.11.2025
Google прогнозирует рост числа киберфизических атак в Европе
07.11.2025
Идентификация — главный источник риска для облачных сервисов?
07.11.2025
Как отправить нейросеть на пенсию, не разозлив её — рецепт Anthropic
06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора
06.11.2025
Шадаев: Новая каспийская ВОЛС ускорит цифровизацию всех стран региона
06.11.2025
ARinteg укрепляет свои позиции на рынке промышленной безопасности России

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных