XV Петербургский международный экономический форум — об ИТ для образования и об образовании в сфере ИТ

30 августа, 2022

XV Петербургский международный экономический форум — об ИТ для образования и об образовании в сфере ИТ

Тема образования, включая т. н. «ИТ-образование» была размазана по множеству мероприятий XV Петербургского международного экономического форума. Что сразу же заставляет вспомнить о нелёгкой судьбе того, что находится под присмотром нескольких нянек.

Тем более, что реплика министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максута Шадаева, об отсутствии ясности в вопросе о существовании «ИТ-образования», как отдельного явления, заставляет задаться вопросом «а есть ли мальчик?» и закавычивать термин, которым обозначают эту многострадальную ветвь отечественного образования.

Министр задался вопросом о существовании «ИТ-образования» как отдельной сущности на панельной дискуссии «Какая цифра нужна молодым: современные требования индустрии к ИТ-образованию», экспертами на которой помимо главы Минцифры выступили спецпредставитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, директор по информационным технологиям Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов, глава 1С Борис Нуралиев, старший вице-президент по инвестициям и развитию бизнеса VK Александр Айвазов.

О том, что вопрос министра имеет право на существование, свидетельствует ряд обстоятельств. И не в последнюю очередь сложившаяся практика низких требований к образовательному барьеру входа в мир избранных, освобождаемых от службы в армии и вознаграждаемых льготной ипотекой:

«… школьники могут программировать, ведь это не квантовая механика»;

«… хороший компьютер стоит всего тысячу долларов. И вот: сотня кнопок на клавиатуре – и пожалуйста: хочешь написать программу лучше, чем Microsoft или даже «1С», – пробуй!».

Правда дискуссия о «цифре, нужной молодым» на нынешнем ПМЭФ внесла свой вклад в развенчание этого нарратива. И спецпредставитель Президента РФ, и представитель «Ростатома» и даже Борис Нуралиев отметили, что инженер, вооружённый, помимо отраслевых знаний, ещё и знаниями и навыками в сфере ИТ, творит прогресс лучше, нежели парный симбиоз «просто отраслевика» и «айтишника».

При этом Евгений Абакумов специально отметил, что «ремесленники – это один из вариантов развития ИТ-специалистов, но для трансформации в нынешних условиях забывать про инженеров нельзя», как бы намекая на то, что вход в мир ИТ не закрыт и среднему специальному образованию. И с этой возможностью в ходе дискуссии так или иначе оказались согласны и другие эксперты «панели».

Дмитрий Песков использовал в своей риторике термин «цифровой инженер» и счёл нужным обратить внимание на необходимость использования лучших советских практик для подготовки плеяды таких «цифровых инженеров».

А Борис Нуралиев предложил, похоже, не забывать при этом и о практике новой России, когда студенты начинают работать в компаниях «со второго курса». Не видя в этом ничего дурного для процесса обучения, глава 1С лишь посетовал, что «они в одном месте халтурят, а в другом кафедры из пальца высасывают темы [для курсовых работ?]».

И тут очень «в жилу» легло бы предложение спецпредставителя Президента РФ об использовании лучших практик СССР. Ведь среди них и та, когда студенты не халтурят «на стороне», а работают «на полставки» в кафедральных НИРах. Но на дискуссии о «цифре, нужной молодым» обсуждение этого опыта не случилось.

Хотя реинкарнация этой практики имеет шанс состояться в ныне выстраиваемой системе «сетевого образования», о которой рассказал гендиректор компании CUSTIS Владимир Рахтеенко на конференции «Импортозамещение. Реальные кейсы. Курс на опережающее развитие», организованной на ПМЭФ 2022 газетой «Ведомости». Он, в частности, упомянул о том, что сегодня в стране проводятся эксперименты по развитию образовательных систем, которые объединяют несколько корпоративных академий, несколько вузов, несколько корпораций.

Метрики проекта «сетевого образования», озвученные на Форуме, как и терминология, использованная при рассказе об этом явлении, создают сложную мозаику победного экстаза и критического настроя.

Задумано, что в рамках федерального проекта к 2030 году появятся три десятка Передовых Инженерных Школ (ПИШ) на базе российских ВУЗов и компаний для обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами. По замыслу реформаторов в рамках экосистемы ПИШ будет обеспечена «мобильность» преподавателей и студентов. Управление этой «мобильностью» призвана поддержать некая «федеральная платформа» [федеральная ИТ-платформа?], описывающая как «ландшафт» образовательного пространства, так и обеспечивающая «бесшовный» обмен ресурсами между университетами и технологическими предприятиями, замыкая все процессы в «единое сквозное расписание».

Опыт, накопленный ИТ при поддержке процессов в сетевой торговле, сервисах доставки товаров и подачи такси, а также при создании PLM-систем почти не оставляет сомнений в успехе создания ИТ-компоненты «единого образовательного пространства» (ЕОБ). Тем более, что «соответствующее технологическое решение Modeus уже готово» (по утверждению гендиректора CUSTIS). Правда «к этой платформе осталось добавить две огромные, сложные компоненты: массовое проектное обучение и сетевое гибридное образование. Это даст возможность университетам собирать новые программы, более эффективно использовать уникальное оборудование и уникальных людей» (ibid).

Но как будет на практике обеспечена «мобильность ресурсов» в виде преподавателей и студентов? Это всё то же «старое вино» (дистанционное обучение) в «новых мехах» (в «обёртке» ПИШ)? Со всеми недостатками и «невозможностями» подготовки инженеров-творцов на основе сеансов дистанционного общения с менторами?

И чем будет содержательно наполнено ЕОБ?

Утверждение о том, что к 2024 году планируется разработать и внедрить более 500 (!) новых программ «опережающей подготовки инженерных кадров» заставляет вспомнить о такой неплохой практике СССР, как критика «мелкотемья», не позволяющего сконцентрироваться на решении наиболее важных задач.

А критикуемая в СССР в былые времена «лозунговщина» сегодня, похоже, возрождается и подменяет конкретику формулировок первоочередных задач трескучестью термина «опережающая подготовка инженерных кадров».

«Опережающая» кого? или что «опережающая»?

Возвращаясь же к теме «ИТ-образования» отметим, что сомнения главы Минцифры в праве на самостоятельное существование этой сущности необоснованы, хотя и понятны.

Понятны потому, что понимание возможностей ИТ-инструментов сегодня необходимо для инженеров, техников и иных профессионалов в разных сферах производства и иной деятельности. И для таких профессионалов «ИТ-образование» – это всего лишь одна из компонент профессионального высшего или среднего специального образования, которая обозначается несколькими строками в приложении о пройденных учебных курсах к диплому об образовании.

А необоснованы сомнения главы Минцифры потому, что создание ИТ-инструментария сегодня – это активно развивающееся направление научной и инженерной деятельности, акторам которой не вредно иметь в приложении к своему диплому иной набор сведений о пройденных курсах – более разнообразный по форме в контексте количества строк с названиями курсов, имеющих возможно ещё и более углублённое содержание. И вот этот список курсов и их содержание и являются отличительными чертами того ИТ-образования, которое является самостоятельной сущностью и не нуждается в кавычках.

Эти два абзаца не претендуют на некое откровение и являются аналогией, построенной на аксиоматике существования, например, «математического» или «лингвистического» образования.

Откровением же является, возможно, то, что у нас нет учебных пособий в сфере ИТ, столь же авторитетных, какими были в СССР учебники матанализа Кудрявцева или Фихтенгольца, учебник английского языка Бонка или многотомник Ландавшица, своевременно актуализируемые общедоступные учебники по теории двигателей разного назначения и т.д.

И в первую очередь потому, что сегодня в нашей стране авторитет преподавателя ВУЗа и оценка его преподавательской работы не находит такой моральной и материальной поддержки, как программы «Приоритет-2030» и ПИШ, а также их бесплодно почившие в бозе их предшественники.

Пока вместо программы «Авторитет педагога» мы имеем распыление ресурсов на программы популяризации «спортивного программирования» (включая учреждение Федерации спортивного программирования), местечкового по факту (силами двух областей) сотрудничества для «обучения детей и подростков информационной безопасности и созданию цифровых продуктов» и местечкового же, но уже по духу «обучения основам онлайн-общения, защите персональных данных, распознавания кибербулинга и других проявлений в сети».

Не порождает надежды на прорывной успех и программа создания т.н. «цифровых кафедр». Аморфный рассказ о ней экспертами панели о «цифре, нужной молодым» не позволяет надеяться, что это не перезалив расплодившихся коммерческих курсов по «дополнительному образованию» по веб-дизайну или «введению в DevOps» в академического пошиба кафедральные курсы с выдачей «дипломов государственного образца». Ведь и в этом проекте речь идёт о сотнях образовательных программ «профессиональной переподготовки», что выглядит чрезмерно избыточно и вызывает опасение в том, что создатели такого образовательного «контента» не только не видят за деревьями леса, но и могут помешать увидеть главное в ИТ своим подопечным.

А пока в результате распыления ресурсов на «ИТ-образование» формируются такие подходы к работе на поприще ИТ, когда школьники мечтают о «профессии» блогера, а основы технологической независимости страны в сфере ИТ планируется, похоже, строить с поколением типовых «возвращенцев»:

«работал в Новосибирске, имел постоянную работу и пару проектов на фрилансе, в начале марта принял решение уехать. Рассматривал Эстонию, Грузию, Армению и Польшу. Сравнивал плюсы и минусы: где-то была возможность общаться на русском, где-то лучше с налогами, где-то более знакомая культурная среда. В итоге выбрал Турцию. Пожив 1,5 месяца, понял, что ситуация ненамного лучше… Узнав о том, какие меры поддержки отрасли существуют, принял решение вернуться».

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

28.03.2024
Аитов: Ограничения Samsung Pay на использование карт «Мир» можно обойти
28.03.2024
Киберпреступления — 35% всех преступлений в России
28.03.2024
Почему путешествовать «налегке» не всегда хорошо
28.03.2024
«Тинькофф»: Несколько платёжных систем лучше, чем одна
28.03.2024
В РФ готовят базу для «усиленной блокировки» незаконного контента
28.03.2024
Термин «риск ИБ» некорректен по своей сути
27.03.2024
Samsung Pay перестанет дружить с «мировыми» картами
27.03.2024
Канадский университет восстанавливает работу после ИБ-инцидента
27.03.2024
Crypto Summit 2024. Трейдинг, майнинг и перспективы развития рынка ЦФА
27.03.2024
РКН начал работу по контролю за «симками» иностранцев

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных