Внимание, я – жертва! Лингвистические аспекты обеспечения кибербезопасности – методы анализа виктимного поведения в социальных сетях

BIS Journal №4(43)/2021

21 января, 2022

Внимание, я – жертва! Лингвистические аспекты обеспечения кибербезопасности – методы анализа виктимного поведения в социальных сетях

Актуальность изучения деструктивного поведения людей в киберпространстве обусловлена продолжающимся развитием инструментов цифровой коммуникации (опосредованной коммуникации), социальных медиа, новых форматов взаимодействия, которые получили существенное ускорение, в том числе за счёт ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением COVID-19.

Анализируя деструктивное поведение в киберпространстве, учёные связывают его с чрезмерной степенью самораскрытия в социальных сетях, публикацией провокативного контента, низким уровнем эмпатии, негативным отношением к человеческим ценностям, насилием. Инструменты виктимизации, или механизмы превращения в жертву преступного посягательства лица или группы лиц, формируются на базе психосоматического статуса жертвы, склонности к повышенной тревожности, гневу, депрессии, проблемам со сном, воровству, причинению вреда и нарушению общественных правил. В связи с деструктивностью, иногда опасностью для человеческих жизней этот феномен виктимизации в цифровой среде требует разностороннего и последовательного изучения, в том числе специалистами в области лингвистики.

 

ДИСКУРС

Одним из методов исследования виктимизации в цифровой среде коммуникаций является единая унифицированная система когнитивного анализа дискурса, которая реализуется в лингвистике на уровне не только текста, но и контекста, являясь своего рода посредником в исследовании языковых структур и экстралингвистических факторов.

Дискурс – многозначный термин, означающий в общем смысле речь, процессы языковой деятельности и предполагающие их системы понятий. Дискурс относят к междисциплинарным понятиям, которые используются в различных науках и имеют различные интерпретации в зависимости от того или иного подхода, концепции. Французский лингвист Элизабет Лe отмечает, что дискурс в лингвистике рассматривается в контексте трёх основных составляющих:

  • использование языка;
  • встраивание в общественное сознание определённых представлений;
  • взаимодействие социальных групп и индивидов.

Тройственность структуры дискурса определяет параметры исследования, на которых основаны методы и инструменты анализа:

  • дискурс есть использование языка, его изучение предполагает анализ текста в отношении синтаксиса, лексики, голоса, полифонии, функции, модальности отдельных компонентов с целью прояснить либо, завуалировать какие-либо детали;
  • дискурс формирует представления и делает необходимым анализ продуцирования текстов и их интерпретации;
  • дискурс формирует смысловое взаимодействие общественных групп и индивидов и исследуется в контексте социальных структур культуры общества.

 

АНАЛИЗ ДЕСТРУКТИВНОГО ДИСКУРСА

Дискурсивный анализ не ограничен языковыми рамками, поскольку дискурс – междисциплинарное понятие, сформированное в траекториях нескольких областей исследования: семиотики, этнографии, нарративного анализа, анализа речевого общения, лингвистики текста, прагматики, социолингвистики, психологии, теории искусственного интеллекта.

Современный метод когнитивного анализа деструктивного дискурса – это особый подход к анализу дискурса, в основе которого структура текста определяется характером контекста, а дискурс рассматривается с позиций единства языковых и когнитивных структур. Метод когнитивного анализа деструктивного дискурса имеет два аспекта – текстуальный и контекстуальный. Текстуальный анализ деструктивного дискурса включает рассмотрение языковых структур на всех уровнях: фонетическом, графическом, морфологическом, синтаксическом, семантическом, лексическом, макроструктурном. Контекстуальный анализ деструктивного дискурса включает рассмотрение всех экстралингвистических факторов: времени, места, сферы деятельности, участников дискурса, их социальных ролей, характера их взаимоотношений и когнитивных характеристик участников дискурса.

Для участников информационного обмена характерны определённые модели поведения, которые, с точки зрения когнитивного анализа деструктивного дискурса, в частности виктимного поведения, можно определить следующим образом:

  • отклонение от норм безопасного поведения, реализующегося в совокупности социальных, психических и моральных проявлений;
  • аутодеструктивное поведение, для которого свойственно совершение опасных для жизни действий, не связанных с осознанными представлениями о собственной смерти;
  • поведение личности, которое значительно повышает риски субъекта стать жертвой преступления;
  • психологическое отклонение, закреплённое в привычных формах активности, обуславливающих потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой;
  • вызывающее, опрометчивое, патологическое поведение;
  • отклонение от норм безопасного поведения, обусловленное характерологическими особенностями и деформацией ценностно-мотивационной составляющей личности;
  • сложная система взаимодействия между потенциальной жертвой и окружением.

 

КИБЕРБУЛЛИНГ

Виктимное поведение — отклонение от норм безопасного поведения в процессе коммуникации, реализующееся в совокупности социальных, психических, моральных проявлений личности. В качестве инструмента среды опосредованной коммуникации выступает полимодальная (вербальная, визуальная, кинетическая (жестовая)) смысловая составляющая информационного взаимодействия. Среда формирования виктимного поведения формируется в общем случае за счёт низкого уровня цифровой грамотности, импульсивности и низкого уровня эмоционального контроля, заниженной самооценки, низкого уровня удовлетворённости жизнью, чрезмерного пребывания в соцсетях, высокого уровня доверия или чрезмерной открытости.

Кибербуллинг является распространённым видом межличностной коммуникации и формой виртуальной коммуникации и виртуального экстремизма. Кибербуллинг и виктимизация имеют многочисленные негативные последствия для психологического здоровья и навыков социализации, включая беспричинный гнев, тревогу, депрессию, уныние, желание остаться одному, избегать контактов, попытки причинить себе физические увечья и даже совершить попытку самоубийства. В группу риска, в частности, попадают женщины, дети, принадлежащие к национальным меньшинствам или имеющие низкий социоэкономический статус, люди, страдающие избыточным весом, имеющие инвалидность, плохие социальные навыки и т. д. Одним из отличительных признаков подобной формы виртуальной коммуникации является провокативная тональность текста участников информационного обмена. Этимологическая основа термина «провокация» берёт начало в латинском языке — provocatio, что означает «подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые последствия.

Участники конфликтной интеракции, социальные условия и условия языковой среды формируют когнитивную базу конфликтного дискурса, исследование конфликтной интеракции в кибербуллинге и выявление её признаков возможно через лингвистическое описание. В силу своего когнитивного опыта и в соответствии с условиями речевого эпизода каждый участник конфликтной коммуникации оценивает интеракцию и совершает определённые «речевые действия» в рамках того или иного «коммуникативно-прагматического типа взаимодействия», которые ведут к появлению конфликтной интеракции [1]. Создавая тексты конфликтного содержания, автор использует особые высказывания, чтобы спровоцировать адресанта вступить с ним в коммуникацию. Реципиент, участвующий в кибербуллинге, изначально имеющий личную интенцию, осознанно выбирает из всех доступных языковых средств «инвективы» (нападки, брань, «наезд») и «перформативы» (речевые акты, равноценные поступку) для выполнения воздействующей функции и достижения желаемого результата. В процессе восприятия выбранные языковые средства и обороты оказывают отрицательное влияние на психическое состояние адресата, в ходе которого изменяется его восприятие ситуации [2]. Важным обстоятельством является тот факт, что при исследовании кибербуллинга текст получает признаки процессуальности, необходимости исследования дискурсивной и когнитивной составляющих, поскольку смысл текстового целого даёт возможность свободной интерпретации, игры авторских и читательских смыслов.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Для выявления и изучения языковых маркеров в содержании конфликтной интеракции в процессе кибербуллинга используется широкий спектр лингвистических методов, которые базируются на формировании и исследовании корпусов: анализ коммуникативного поведения с выяснением статусно-ролевых отношений между коммуникантами; пассивное наблюдение с последующей письменной фиксацией, услышанных текстов диалогов; сплошная выборка; контекстуальный анализ для учёта общих условий, оказывающих влияние на индивидуальные функциональные условия или модифицирующие взаимосвязи между индивидуальными функциональными условиями и метод описательного анализа языковых единиц. В процессе выявления признаков конфликтной интеракции решаются следующие задачи:

  • описание речевых шагов в текстах конфликтной интеракции;
  • выявление моделей, методов и техник диалогической интеракции;
  • выявление грамматических и семантических особенностей, в том числе экспликация (объяснение или определение значения) конфликтных маркеров и описание их принадлежности к различным видам лексики, определение грамматических особенностей выстраивания коммуникации.

В основе современного изучения деструктивного поведения людей в киберпространстве лежит корпусная лингвистика, которая обнаруживает параллели с лингвистикой дискурса. Лингвистика дискурса фокусирует интерактивность, интертекстуальную связность текстов, в свою очередь, корпусная лингвистика фокусирует репрезентативность текстовых образцов. Дискурсивно ориентированный анализ – качественно-ориентированный анализ, макросемантический, вскрывающий глубинные связи высказываний, не обязательно лежащие на поверхности. Корпусно-ориентированный анализ – количественный, создающий исследовательский фокус на том, что в языковом употреблении обеспечивает содержательное единство.

 

[1] Сусов И. П. Говорящая личность в лингвосоциальном и лингвопрагматическом пространствах. — Пятигорск: Пятигорский государственный педагогический университет, 1989.

[2] Белоус Н. А., Ананьева А. А., Признаки конфликтной интеракции в кибербуллинге среди подростков. — «Молодой учёный». № 26 (316). Июнь 2020.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.03.2024
Сколько денег тратят на маркетинг лидеры российского рынка инфобеза
18.03.2024
Microsoft закроет доступ к облачным сервисам для российских компаний
18.03.2024
От операторов связи потребовали ограничить продажу «симок»
18.03.2024
Жертва социнженеров пыталась поджечь отделение «Сбера»
18.03.2024
Системы МВФ были взломаны впервые за 13 лет
15.03.2024
ИИ поможет бизнесу выявлять брак и маркировать продукцию
15.03.2024
Минцифры поручено и дальше цифровизировать всё вокруг
15.03.2024
Стоит с настороженностью относиться к сообщениям о перевыпуске SIM-карты
15.03.2024
IDC: Больше всех на «облака» в этом году потратит Польша
14.03.2024
Вендоры хотят ограничить госкомпании в закупках зарубежного харда

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных