«Надо решить, что нужно, а потом решать, что делать технологиям». Диалоги о технологиях на онлайн-конференции Cyber Polygon 2021

13 июля, 2021

«Надо решить, что нужно, а потом решать, что делать технологиям». Диалоги о технологиях на онлайн-конференции Cyber Polygon 2021

Рабочая часть онлайн-конференции Cyber Polygon 2021 открылась беседой Стива Возняка и Германа Грефа.

Роль лидера «экосистемы» Сбера в этом диалоге была многогранной – и интервьюер, и модератор, и аналитик…

А Стив Возняк олицетворяя собой судьбу пытливого Буратино, некогда с товарищами открывшего дверцу в чудесную страну ИКТ, выступил, пожалуй, в роли черепахи Тортиллы, делящейся своей приобретённой мудростью с людьми, обживающими эту самую страну с разными целями, опираясь при этом на совершенно разные нравственные ориентиры и обладая разными интеллектуальными ресурсами.

Информационные предварительные материалы Cyber Polygon 2021 часто оперируют термином «экосистема» в достаточно разных контекстах. В диалогах основателя «яблочной компании» с Германом Грефом этот термин появился впервые для обозначения единства аппаратных и программных компонент в ИТ-мире. При этом естественным центром кристаллизации таких экосистем является «железо», обрастающее разработками ПО.

В качестве примеров таких экосистем вполне естественно «всплыли» Apple- и Microsoft-сообщества, и Стив Возняк упомянул в качестве источника киберугроз для приверженцев мира Била Гейтса шлейф «унаследованного» кода.

Ответный комментарий главы Сбера о многообразии ИТ-экосистем, пустивших корни в России (в качестве примеров к уже упомянутым были добавлены Яндекс, Mail.ru) «подвесил» возможное более глубокое обсуждение корней киберуязвимостей продукции этих сообществ.

Но этот комментарий позволил модератору перейти к темам т.н. Больших Данных и «искусственного интеллекта» (в просторечии – ИИ), вопросов не только широко обсуждаемых, но и интересных лично Герману Оскаровичу, имеющему (судя по его комментариям на протяжении уже ряда лет) многочисленные виды на внедрение этих «технологий» в практику возглавляемой им корпорации и, чего греха таить, в масштабах России.

Рассуждая о ИИ, Герман Оскарович предположил, что эта «технология» способна «взломать» человека. И тон его в этой части беседы не позволил однозначно оценить собственное отношение лидера Сбера к этой возможности.

Взгляды Стива Возняка на нынешнее состояние технологий ИИ остудили, надеюсь энтузиазм Германа Грефа и его единомышленников в отношении этого «интеллекта».

Оценивая конкретные результаты проверки «беспилотных» функций своего автомобиля Стив Возняк уверенно использовал для ИИ такое определение, как «алгоритм идиотизма» и заявил, что технологиям нельзя позволить думать за нас.

В разговоре о Больших Данных (тема так не обозначалась, но по смыслу речь шла об этой «технологии») во-первых, в оборот было введено ещё одно представление об «экосистемах», к которым были отнесены социальные сети и платформа сообщества владельцев айфонов; а во-вторых, в рамках перевода, появилось понятие «клиентский опыт» и представление (опять же, в рамках перевода) о возможности «улучшать клиентский опыт».

Уже в этой части онлайн-конференции Cyber Polygon 2021 слушателей должна бы была посетить мысль о важности качества перевода и роли языка и единства терминологии для общения, для развития техники и системы подготовки кадров.

«Клиентский опыт», если понимать это как явно выражаемые устно и в письменном виде отзывы и скрытые предпочтения (о которых можно узнать на основе анализа Больших Данных), позволяет улучшить качество продуктов ИТ и повысить уровень информационной и кибербезопасности при эксплуатации этих продуктов. Сам же «клиентский опыт» вряд ли вообще может характеризоваться словом «улучшаться».

Но с точки зрения слухового восприятия это именно Герман Греф и Стив Возняк использовали сомнительную с точки зрения здравого смысла терминологию. Однако тема вербальных и текстовых коммуникаций внутри ИТ-сообщества и между ИТ-сообществом и обществом заслуживает отдельного разговора, поэтому в этом материале имеет смысл не развивать её и вернуться к беседе Германа Оскаровича и Стива Возняка.

Упомянутые ранее экосистемы социальных сетей и платформа сообщества владельцев айфонов обладают одними из самых больших «наборов» Больших Данных и могут использовать эту информацию в разных целях.

Как уже упоминалось, они, в сочетании с возможностями ИИ, позволяют «взломать» человека. А принимая во внимание определение ИИ как «алгоритма идиотизма», нельзя предугадать всех возможных социальных последствий этого «взлома» (как в части выводов из результатов «взлома», так и использования этих выводов).

Возможно поэтому Стив Возняк предпочёл не развивать тему «взлома» человека, а сконцентрировал внимание аудитории и собеседника на теме совершенствования технологий, в качестве примера которого он привёл систему платежей «яблочной» компании.

Завершающей темой диалогов Германа Грефа со Стивом Возняком на онлайн-конференции Cyber Polygon 2021 стала биометрическая идентификация.

Как и в случае обсуждения ИИ, Стив Возняк не слишком высоко, но дипломатично, оценил уровень развития биометрии. В качестве примера уместно привести следующие слова гуру: «Раньше технология распознавания лиц была «сырой». Сейчас это работает лучше».

В целом позицию Стива Возняка трудно оценить словами «фанат технологий», термином, которые в канву беседы ввёл Герман Греф. «Надо решить, что нужно, а потом решать, что делать технологиям» (Стив Возняк).

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

04.10.2023
Для «бесконечно нарушающих» правила операторов ПДн введут уголовную ответственность?
04.10.2023
Ассоциация ФинТех представила исследование применения ИИ на финрынке
04.10.2023
ГИБДД без ИБ. В системе подразделения МВД наблюдается сбой
04.10.2023
ЦБ РФ нашёл в Сети на 50% больше фейковых банков, чем годом ранее
04.10.2023
«Крипта» ушла, криптомошенники остались
03.10.2023
Ответственность за цифровое пиратство ужесточат?
03.10.2023
Безбумажность на колёсах. Водители всё активнее пользуются «Госуслугами Авто»
03.10.2023
Началось серийное производство отечественного ноутбука
03.10.2023
В Совфеде допустили блокировку всех VPN-сервисов с марта 2024 года
03.10.2023
Китай планирует облегчить правила трансграничной передачи ПДн

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных