

Рабочая часть онлайн-конференции Cyber Polygon 2021 открылась беседой Стива Возняка и Германа Грефа.
Роль лидера «экосистемы» Сбера в этом диалоге была многогранной – и интервьюер, и модератор, и аналитик…
А Стив Возняк олицетворяя собой судьбу пытливого Буратино, некогда с товарищами открывшего дверцу в чудесную страну ИКТ, выступил, пожалуй, в роли черепахи Тортиллы, делящейся своей приобретённой мудростью с людьми, обживающими эту самую страну с разными целями, опираясь при этом на совершенно разные нравственные ориентиры и обладая разными интеллектуальными ресурсами.
Информационные предварительные материалы Cyber Polygon 2021 часто оперируют термином «экосистема» в достаточно разных контекстах. В диалогах основателя «яблочной компании» с Германом Грефом этот термин появился впервые для обозначения единства аппаратных и программных компонент в ИТ-мире. При этом естественным центром кристаллизации таких экосистем является «железо», обрастающее разработками ПО.
В качестве примеров таких экосистем вполне естественно «всплыли» Apple- и Microsoft-сообщества, и Стив Возняк упомянул в качестве источника киберугроз для приверженцев мира Била Гейтса шлейф «унаследованного» кода.
Ответный комментарий главы Сбера о многообразии ИТ-экосистем, пустивших корни в России (в качестве примеров к уже упомянутым были добавлены Яндекс, Mail.ru) «подвесил» возможное более глубокое обсуждение корней киберуязвимостей продукции этих сообществ.
Но этот комментарий позволил модератору перейти к темам т.н. Больших Данных и «искусственного интеллекта» (в просторечии – ИИ), вопросов не только широко обсуждаемых, но и интересных лично Герману Оскаровичу, имеющему (судя по его комментариям на протяжении уже ряда лет) многочисленные виды на внедрение этих «технологий» в практику возглавляемой им корпорации и, чего греха таить, в масштабах России.
Рассуждая о ИИ, Герман Оскарович предположил, что эта «технология» способна «взломать» человека. И тон его в этой части беседы не позволил однозначно оценить собственное отношение лидера Сбера к этой возможности.
Взгляды Стива Возняка на нынешнее состояние технологий ИИ остудили, надеюсь энтузиазм Германа Грефа и его единомышленников в отношении этого «интеллекта».
Оценивая конкретные результаты проверки «беспилотных» функций своего автомобиля Стив Возняк уверенно использовал для ИИ такое определение, как «алгоритм идиотизма» и заявил, что технологиям нельзя позволить думать за нас.
В разговоре о Больших Данных (тема так не обозначалась, но по смыслу речь шла об этой «технологии») во-первых, в оборот было введено ещё одно представление об «экосистемах», к которым были отнесены социальные сети и платформа сообщества владельцев айфонов; а во-вторых, в рамках перевода, появилось понятие «клиентский опыт» и представление (опять же, в рамках перевода) о возможности «улучшать клиентский опыт».
Уже в этой части онлайн-конференции Cyber Polygon 2021 слушателей должна бы была посетить мысль о важности качества перевода и роли языка и единства терминологии для общения, для развития техники и системы подготовки кадров.
«Клиентский опыт», если понимать это как явно выражаемые устно и в письменном виде отзывы и скрытые предпочтения (о которых можно узнать на основе анализа Больших Данных), позволяет улучшить качество продуктов ИТ и повысить уровень информационной и кибербезопасности при эксплуатации этих продуктов. Сам же «клиентский опыт» вряд ли вообще может характеризоваться словом «улучшаться».
Но с точки зрения слухового восприятия это именно Герман Греф и Стив Возняк использовали сомнительную с точки зрения здравого смысла терминологию. Однако тема вербальных и текстовых коммуникаций внутри ИТ-сообщества и между ИТ-сообществом и обществом заслуживает отдельного разговора, поэтому в этом материале имеет смысл не развивать её и вернуться к беседе Германа Оскаровича и Стива Возняка.
Упомянутые ранее экосистемы социальных сетей и платформа сообщества владельцев айфонов обладают одними из самых больших «наборов» Больших Данных и могут использовать эту информацию в разных целях.
Как уже упоминалось, они, в сочетании с возможностями ИИ, позволяют «взломать» человека. А принимая во внимание определение ИИ как «алгоритма идиотизма», нельзя предугадать всех возможных социальных последствий этого «взлома» (как в части выводов из результатов «взлома», так и использования этих выводов).
Возможно поэтому Стив Возняк предпочёл не развивать тему «взлома» человека, а сконцентрировал внимание аудитории и собеседника на теме совершенствования технологий, в качестве примера которого он привёл систему платежей «яблочной» компании.
Завершающей темой диалогов Германа Грефа со Стивом Возняком на онлайн-конференции Cyber Polygon 2021 стала биометрическая идентификация.
Как и в случае обсуждения ИИ, Стив Возняк не слишком высоко, но дипломатично, оценил уровень развития биометрии. В качестве примера уместно привести следующие слова гуру: «Раньше технология распознавания лиц была «сырой». Сейчас это работает лучше».
В целом позицию Стива Возняка трудно оценить словами «фанат технологий», термином, которые в канву беседы ввёл Герман Греф. «Надо решить, что нужно, а потом решать, что делать технологиям» (Стив Возняк).
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных