BIS Journal №1(36)/2020

9 апреля, 2020

Новый вектор

С момента выхода первой редакции Стандарта СТО БР ИББС-1.0 прошло 16 лет. За это время Банком России совместно со специалистами в области защиты информации проведена огромная работа по стандартизации требований по информационной безопасности для финансовых организаций. Но «рекомендательный» статус СТО БР ИББС не позволял создать единую, измеряемую и применимую ко всем финансовым организациям методологическую основу для реализуемых систем обеспечения информационной безопасности.

Подходы, заложенные как в СТО БР ИББС-1.0, так и в методику оценки соответствия СТО БР ИББС-1.2, не позволяли для финансовых организаций разного «масштаба» проводить сбалансированную политику в области защиты информации по нескольким основным причинам:

  • слишком большая обобщенность требований – большинство требований имело формулировку «должны быть документально определены и утверждены руководством, должны выполняться и контролироваться процедуры…», позволяющую организациям самостоятельно выбирать глубину реализации с целью получения «положительной» оценки соответствия в ущерб качеству реализации и соответствию актуальным угрозам безопасности информации;
  • отсутствие градации требований в зависимости от уровня значимости организации для финансового рынка в целом (нельзя подводить все организации под одни требования, которые могут быть легко реализованы в инфраструктуре крупных участников рынка, но невыполнимы с экономической точки зрения в маленьких организациях);
  • СТО БР ИББС ориентирован в первую очередь на кредитные организации.

Двигаясь от СТО БР ИББС с добровольной областью применения (выбираемой кредитной организацией самостоятельно) к текущим Положениям Банка России с насколько это возможно в официальных документах формализованной областью применения (Положения 382-П, 672-П, 683-П и 684-П) появилась необходимость создания единой методологической основы к формализации требований к защите информации. Такой основой стали первые документы из серии Национальных стандартов ГОСТ Р 57580.1-2017 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер» (требования) и ГОСТ Р 57580.2-2018 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Методика оценка соответствия».

Вчитываясь в положения Национального стандарта ГОСТ Р 57580.1-2017, мы видим преемственность:

  • необходимость построения сбалансированной, основанной на оценке рисков и моделировании угроз безопасности информации, экономически обоснованной системы обеспечения информационной безопасности;
  • восприятие системы обеспечения информационной безопасности не как единожды созданного и статичного продукта, а как динамической системы, представляющей собой совокупность процессов обеспечения информационной безопасности и процессов управления информационной безопасности (цикл Plan – Do – Check – Act).

Однако, как и написано в Положениях Банка России, (переводящих Национальный стандарт в область обязательных к применению документов, ГОСТ Р 57580.1 должен использоваться как базовый набор мер, необходимых к реализации на уровне ИТ-инфраструктуры финансовых организации, а требования к мерам защиты информации на уровне технологических процессов определяются соответствующими нормативными документами Банка России.

Банк России дает возможность финансовым организациям делать выбор мер защиты информации, основываясь на формализованных в нормативных документах критериях, проводить их адаптацию и уточнение (с учетом особенностей ИТ-инфраструктуры и результатов моделирования угроз), а также предоставляет возможность применения компенсирующих мер (экономическая целесообразность). При этом Банк России уходит от «самооценок» в сторону внешних независимых аудитов. Такой подход должен позволить получать повторяемые результаты, как один из критериев независимости аудита, и отслеживать состояние информационной безопасности финансовых организаций по единой методологии.

Изменился и подход к формированию базовых требований:

  • градация требований исходя из выбранного уровня защиты информации: «минимальный», «стандартный» или «усиленный»;
  • переход от общих требований «должно быть определено, выполняться и контролироваться» к детальным требованиям по основным процессам защиты информации;
  • определение уровня реализации требований (организационные меры или технологические) и смещение в сторону необходимости технической реализации, особенно в контурах безопасности соответствующих усиленному уровню);
  • расширение перечня требований, которые должны быть реализованы на уровне автоматизированных систем;
  • применение PDCA-модели к каждому процессу защиты информации, а не к финансовой организации в целом;
  • отсутствие дублирования требований, описанных в соответствующих документах других регуляторов, например, в ГОСТ Р 57580.1 отсутствуют требования к процессам применения средств криптографической защиты информации.

В ГОСТ 57580.1 отсутствуют требования о необходимости обязательного применения сертифицированных средств защиты информации, однако дана отсылка к результатам моделирования угроз (по аналогии с Приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119):

Необходимо обеспечить применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации угроз безопасности, определенных в модели угроз и нарушителей безопасности информации финансовой организации

Методика оценки соответствия определена положениями ГОСТ Р 57580.2-2018, однако описание самого процесса проведения аудита информационной безопасности лучше раскрыто в документе СТО БР ИББС-1.1-2007 года. Данный подход может использоваться как при проведении оценки соответствия требованиям Положения 382-П, так и при проведении оценки соответствия требованиям ГОСТ Р 57580.1.

Ключевые отличия от подхода, применяемого в Положении Банка России 382-П:

  • отсутствуют корректирующие коэффициенты, возникающие при невыполнении установленных требований;
  • использование среднего арифметического как основного метода вычисления оценок по направлениям;
  • введение «штрафов» за выявленные нарушения.

Единственное, на что стоит обратить внимание финансовым организациям – в разных нормативных документах определена разная периодичность оценки:

  • для сегмента сбора и обработки биометрических персональных данных – 1 раз в год в соответствии с Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.06.2018 г. № 321);
  • для других контуров безопасности в соответствии с требованиями Банка России, например, в соответствии с Положением Банка России 683-П – 1 раз в два года.

Рассматривая развитие нормативной базы по защите информации на территории Российской Федерации в первую очередь обращаешь внимание, что растет не только количество необходимых к реализации мер, но и увеличивается глубина проработки этих требований по отдельным направлениям, регулятор реагирует на изменяющиеся тренды и актуальные угрозы информационной безопасности. Поэтому стандартизация требований для организаций финансового рынка это логичное и прогнозируемое направление развития. Однако без должной поддержки и вовлеченности руководства и всех подразделений компаний, без корректного отношения компаний к аудиторам и выполнения аудиторами взятых на себя обязательств, таких, как соблюдение «аудиторской этики», обеспечение достоверности и независимости результатов аудитов, все попытки Банка России через регулирование донести до финансовых организаций актуальность текущих проблем информационной безопасности все равно останется «бумажной безопасностью».

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

21.06.2024
ЛК: Решение Минторга США способствует развитию киберпреступности
21.06.2024
Минпромторг: Нужно сфокусироваться на защищённых мобильных ОС
21.06.2024
От соцсетей до сайтов госорганов. Минцифры снимает маски с фишеров
21.06.2024
Прокуратура создаёт неприятный для телеком-компаний прецедент
21.06.2024
Тульская компания обворована после целенаправленной фишинговой атаки
20.06.2024
Хакер IntelBroker собирает внушительное «бизнес-портфолио»
20.06.2024
ФАС: Запрет пока не применим к интеллектуальной собственности
20.06.2024
Япония прокладывает скоростную трассу в мир телемедицины и VR
20.06.2024
НСПК подверглась DDoS-атаке. Отмечаются перебои с транзакциями
19.06.2024
Технологический суверенитет: инновации, импортозамещение, кадры

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных